Способности и степени их развития в художественном творчестве
Страница 2

Статьи по психологии » Эмоции и художественное творчество » Способности и степени их развития в художественном творчестве

Различают также теоретические и практические способности. Они различаются тем, что первые предполагают склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые к конкретным, практическим действиям. Часто они не сочетаются друг с другом.

Одна и та же способность может быть разной по степени развития.

Талант — высокий уровень развития способности, обеспечивающий выдающихся успехов в том или ином виде деятельности.

Гениальность — высший уровень развития способностей, делающий его выдающейся личностью в соответствующей сфере деятельности.

Принадлежность личности к одному из трех человеческих типов: «художественному», «мыслительному» и «промежуточному» — определяет в значительной мере особенности их способностей.

Относительное преобладание первой сигнальной системы в психической деятельности человека характеризует художественный тип, относительное преобладание второй сигнальной системы — мыслительный тип, примерно равное их представительство — средний тип людей. Эти различия в современной науке связывают с функциями левого (словесно-логического) и правого (образного) полушарий головного мозга.

Для художественного типа свойственна яркость образов, для мыслительного типа — преобладание абстракций, логических построений.

У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, у различных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся между собой по уровню развития.

С.Л. Рубинштейн под одаренностью видит совокупность способностей вместе с совокупностью свойств личности. Интересная грань проблемы одаренности — вопрос о гиперспособностях. Этим термином обозначаются высокие и, главное, необычные способности. Так, абсолютный музыкальный слух не считается гиперспособностью. Напротив, особо острое обоняние специалистов-дегустаторов запахов можно назвать гиперспособностью.

Особо высокий уровень одаренности принято называть также такими терминами, как талант и гений. В ряду понятий «одаренность» (способности) — «талант» — «гений» постепенно нарастает значение социального фактора. Обладатель феноменальной непосредственной памяти на основе эйдетизма остается специфически одаренным человеком, но это не значит, что он станет талантливым математиком или художником. Талантливыми признаются люди, демонстрирующие такие способности, которые делают их признанными мастерами в искусстве, науке, производстве и других сферах человеческой деятельности. Еще более велика роль социальной оценки и социально-психологических факторов в их достижениях, когда человек признается гением.

Страницы: 1 2 


Корреляционный анализ
Корреляционный анализ (от лат. «соотношение», «связь») применяется для проверки гипотезы о статистической зависимости значений двух или нескольких переменных в том случае, если исследователь может их регистрировать (измерять), но не контролировать (изменять).(2). Задача корреляционного анализа сводится к установлению направления (положи ...

Эмоц. состояния: тревожность, фрустрация, стресс, аффект
Эмоции - особый класс субъективных пс. состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний (ощущений приятного или неприятного) отношение ч-ка к миру и людям, к процессу и рез-ту его практич. д-ти. К классу эмоций относятся настроение, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Они включены во все психические процессы и состояния ч-ка. ...

Понятие о воображении. Его виды
Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как в ...