Общая характеристика основных видов отрицательных психических состояний. Морально-психологические состояния военнослужащих
Страница 1

Статьи по психологии » Военная психология и ее значение в военной атмосфере » Общая характеристика основных видов отрицательных психических состояний. Морально-психологические состояния военнослужащих

В современной литературе имеется множество определений морально-психологического состояния.

Наиболее приемлемым (психологическим, доступным для технологизации) является определение, данное В.П.Кашириным: морально-психологическое состояние личного состава - это обусловленное влиянием социальных, материально-технических и природных факторов относительно устойчивое и ограниченное по времени состояние мобилизованности и настроенности психики военнослужащих и психологии воинских коллективов на решение поставленных боевых задач, степень психологической готовности и способности выполнить эти задачи.

МПС выступает результатом активизации и актуализации воспринятых и усвоенных, внутренне принятых личным составом смысла войны, боевых действий, военно-профессиональных, политических, нравственных, правовых, эстетических, общекультурных ценностей, интересов, установок, позиций, взглядов. Все это в совокупности и составляет содержание, слагаемые, компоненты МПС[6].

В.П. Каширин отмечает, что как явление духовное, морально-психологическое состояние проявляется в конкретных реальных формах индивидуально- и социально-психологических явлений.

К числу таких явлений относятся:

а) умонастроения военнослужащих, состояние рациональной сферы их психики в данный момент или за определенный промежуток времени, возникающие как результат существующих в психологии воинского коллектива суждений, мнений, рациональных отношений, установок и т.д.;

б) индивидуальные и групповые эмоциональные состояния как совокупность сопереживаний, овладевших личным составом в связи с теми или иными событиями, фактами и т.д.;

в) состояние волевой мобилизованности, готовности, настроенности и решимости действовать в соответствии с политическими и нравственными ценностями нашего общества, интересами народа при выполнении воинского долга.

Морально-психологическое состояние (МПС) имеет определенную структуру, в которой можно выделить три неразрывно связанные, взаимодействующие группы элементов:

1. моральные, отражающие представления о войне, её характере, целях и сущности. В распространяемых государственными органами идеях отражаются общественные потребности народа и армии. Эти потребности выступают конкретными мотивами деятельности вооруженных сил по защите Отечества;

2. общественно-психологические, индивидуально-психологические элементы (патриотизм и интернационализм, боевые традиции, социальные настроения и чувства, уровень развития черт характера, темперамент, воля к победе, готовность к самопожертвованию);

3. элементы профессионального плана, подразделяющиеся на три подгруппы: военно-профессиональной подготовки (уровень военно-технических знаний, степень овладения своей военной специальностью), дисциплинированности (точность и качество выполнения боевых приказов и т.д.), взаимоотношений (с командирами, подчиненными, местным населением и др.).

Морально-психологическое состояние войск определяется: глубоким осознанием военнослужащими целей войны; духовно-нравственной готовностью к выполнению боевых задач и твердой волей к победе; психологической устойчивостью; высоким профессионализмом и физической подготовленностью; эффективностью системы управления, верой в своих командиров (начальников); постоянной и целенаправленной работой по выработке и наращиванию морально-боевых качеств; своевременным и всесторонним материально-бытовым обеспечением войск, удовлетворением нужд и запросов военнослужащих; качественной организацией восстановления боеспособности войск, включая психологическую реабилитацию и восстановление духовных сил.

Страницы: 1 2


“Белеет парус одинокий…”
Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?. Играют волны – ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит… Увы! Он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! М. ...

Использование компьютерных средств в коррекции нарушения чтения у учащихся младшего школьного возраста. Использование компьютерных технологий в образовании
Применяемая в школах классическая классно-урочная система, по-прежнему оставаясь наиболее популярной формой обучения, мало считается с различиями в способностях детей, необходимостью их поддержки и развития. Поэтому в ее рамках, в частности, для начальной школы, усилиями педагогов и психологов (Ш.А. Амонашвили, Л.В. Занков, В.В. Давыдов ...

Теоретический анализ проблемы установки в современной социальной психологии. Установка как категория социальной психологии и социально-психологическое явление
В ходе теоретического исследования установки, как понятия социальной психологии, нами были выделены определения понятия «установка» из различных источников российских и зарубежных авторов: Социальная установка - устойчивая система взглядов и представлений, подготавливающая индивида к определенным действиям, которая может быть выражена ...