Применение экспериментального метода в исследовании спортивно-волевых качеств
Из списка прилагательных, взятых в словаре русского языка С.И. Ожегова, эмпирическим путем выделялись характеристики спортивно-волевого характера и безвольного человека. Испытуемые выбирали из списка те прилагательные, которые с их точки зрения характеризуют волевого и безвольного человека в спорте. В итоговом списке оказалось 38 прилагательных - характеристик спортивно-волевой личности и 38 - характеристик безвольной. Каждое отобранное качество называлось не менее чем в 25% случаев. В результате факторного анализа список черт был сокращен. Проведено сравнение окончательного списка с некоторыми теоретическими подходами в области спортивной психологии. На основе выделенных характеристик разработан опросник спортивно-волевых качеств (далее опросник СВК), прошедший полную психометрическую проверку.
Было проведено исследование, направленное на выделение спортивно-волевых особенностей личности экспериментальным путем, и разработан опросник по диагностике выделенных качеств [15, с.169].
Испытуемыми явились 106 студентов физкультурного института: 79 - юноши, 27 - девушки в возрасте 19-20 лет.
Испытуемым предлагался список прилагательных, характеризующих спортивный характер человека; они были выписаны из словаря русского языка С.И. Ожегова. Из 53 000 слов, содержащихся в словаре, таких прилагательных оказалось 1342. В список были включены те из них, которые характеризуют человека не только прямо, но и иносказательно, например "беспозвоночный". Инструкция содержала просьбу выбрать из списка прилагательные, которые, с точки зрения испытуемого, характеризуют спортивно-волевого человека. Ту же самую процедуру испытуемые проделывали в отношении характеристик безвольного слабохарактерного человека. Число выбираемых прилагательных не ограничивалось, незнакомые слова нужно было пропускать.
После получения протоколов 76 испытуемых процедура была упрощена. Из списка были исключены прилагательные, которые испытуемые не выбрали ни разу. Таким образом, были составлены два списка. Первый - с характеристиками спортивно-волевого человека (543 прилагательных), второй - с характеристиками безвольного слабого (614 прилагательных). В дальнейшем испытуемым предлагалось выбрать характеристики спортивно-волевого человека из первого списка, а характеристики безвольного слабого - из второго. Это сделало процедуру эксперимента менее трудоемкой.
Половине испытуемых предлагалось начать выбор с характеристик спортивно-волевого человека, другой половине - с характеристик безвольного слабого; в каждой из этих групп половина испытуемых приступала к выбору с начала списка, а остальные - с конца.
В результате обработки протоколов в список были включены прилагательные, наиболее часто (не менее чем 25% испытуемых) выбираемые в качестве характеристик спортивно-волевого и безвольного человека. Таких прилагательных оказалось 43 для волевого человека и 38 - для безвольного; список был немного сокращен за счет удаления прилагательных - явных синонимов.
Затем 81 испытуемому было предложено оценить выраженность спортивно-волевых качеств и качеств безвольного человека у себя по 100-балльной шкале: 0 - минимальная выраженность качества, 100 - максимальная выраженность [15, с.170].
Полученные результаты были подвергнуты факторному анализу с последующим варимакс-вращснием. Для черт безвольного слабого человека было выбрано восьмифакторное решение. Результаты факторного анализа приведены в табл.1.
Факторный анализ спортивно-волевых черт позволил выделить восемь факторов. В табл.2 приведены факторные нагрузки составляющих их показателей.
Таблица 1.
Матрица факторных нагрузок характеристик безвольного человека
Таблица 2.
Матрица факторных нагрузок характеристик спортивно-волевого человека
Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению.
Психологическая готовность к школьному обучению – это многокомплексное явление, при поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Это ведет к затруднению или нарушению адаптации ребенка в школе. Условно психологическую готовность можно разделить на уче ...
Коэффициент корреляции Пирсона
Формула расчета коэффициента корреляции построена таким образом, что, если связь между признаками имеет линейный характер, коэффициент Пирсона точно устанавливает тесноту этой связи. Поэтому он называется также коэффициентом линейной корреляции Пирсона. Если же связь между переменными X и Y не линейна, то Пирсон предложил для оценки тес ...
Особенности проявления психологического стресса
Формы проявления стресса
Психологический стресс может проявляться в изменениях различных функциональных систем организма, а интенсивность нарушений может варьировать от небольшого изменения эмоционального настроения до таких серьезных заболеваний, как язва желудка или инфаркт миокарда. Существует несколько способов классификации стресс ...