Общая характеристика основных видов отрицательных
психических состояний. Морально-психологические
состояния военнослужащихСтраница 2
Нельзя осуществить психологический анализ МПС не рассмотрев побудительные и исполнительные механизмы боевой деятельности воина, то есть психологического механизма регуляции боевого поведения.
Если исполнительные механизмы кроются в приобретенных знаниях, навыках, умениях, мастерстве личного состава, его дисциплинированности, то есть то есть в военно-профессиональном компоненте, то в основе побудительных механизмов лежит мотивацонно-потребностная сфера личности и ее базовая основа - система ценностей и уровень притязаний.
Говоря о мотивационно-потребностной сфере, прежде всего, следует иметь в виду:
· какое значение имею происходящие события для их участников;
· в каком отношении он находится к происходящим событиям (добровольно участвует или по принуждению);
· какой смысл вкладывает военнослужащий в конкретную боевую ситуацию.
Второе место в побудительных механизмах регуляции боевой деятельности занимают мотивы. М.И. Дьяченко выделил следующие группы мотивов:
· широкие социальные (любовь к Родине, ненависть к врагу, чувство воинского долга и др.)
· коллективно-групповые (чувство боевого товарищества, групповые традиции, страх потерять уважение сослуживцев и т.д.);
· индивидуально-личностные (желание отличиться, получить награду; чувство мести; стремление получить материальное вознаграждение и т.д. В.П. Каширин выделяет в структуре МПС два компонента – военно-профессиональный и морально-политический, предлагает систему показателей для каждого из них (они представлены в его методиках в виде общественно-политических, социально-нравственных и профессионально-деятельностных объективных требований, норм, правил, выраженных в Конституции России, военной присяге, воинских уставах, приказах, и критерии в виде оцениваемой по специальной шкале степень выраженности понимания, согласия, принятия этих требований[7].
При оценке МПС, необходимо соблюдать выработанную и проверенную на практике оценочную «траекторию», включающую следующие стадии:
1. Формулирование целей оценки МПС.
2. Определение предмета оценки.
3. Выбор показателей, характеризующих предмет.
4. Установление критериев оценки показателей.
5. Определение соответствующих методов оценки.
6. Формирование оценочного вывода.
Таким образом, морально-психологическое состояние является отражением текущего состояния целевого психологического ресурса военнослужащих, их готовности и способности эффективно решать стоящие перед ними задачи. Изучение МПС осуществляется с помощью традиционных методов сбора психологической информации .
Практические рекомендации по предупреждению и разрешению
конфликтов в организации. Методы
профилактики конфликтов в организации
Профилактика, или предупреждение, деструктивных конфликтов должна быть в постоянном поле зрения администрации организации. Особую роль здесь приобретает деятельность служб управления персоналом, подразделений, отвечающих за формирование систем и организационных структур управления, разработку мотивационной политики, а также методов ...
Результаты реализации программы формирующего эксперимента
по развитию способов сотрудничества у детей из неблагополучных семей
В ходе проведения занятий большинство детей активно включались в работу. Эмоционально откликались на задания вводной части. Например, на первом занятии дети должны были рассказать о том, какие добрые дела они сделали. Женя М. рассказала о том, что она помогает маме по дому, Сережа Р. поделился своими впечатлениями после выходного дня, к ...
Военная психология и ее значение в военной
атмосфере. Теоретические
основы военной психологии
Военная психология — прикладная отрасль психологической науки, которая изучает закономерности и механизмы функционирования психики человека, обусловленные его включенностью в воинскую деятельность (учебно-боевую и боевую), а также психологические закономерности становления конкретных видов воинской деятельности[1].
Повседневные задачи, ...