Общая характеристика основных видов отрицательных психических состояний. Морально-психологические состояния военнослужащих
Страница 2

Статьи по психологии » Военная психология и ее значение в военной атмосфере » Общая характеристика основных видов отрицательных психических состояний. Морально-психологические состояния военнослужащих

Нельзя осуществить психологический анализ МПС не рассмотрев побудительные и исполнительные механизмы боевой деятельности воина, то есть психологического механизма регуляции боевого поведения.

Если исполнительные механизмы кроются в приобретенных знаниях, навыках, умениях, мастерстве личного состава, его дисциплинированности, то есть то есть в военно-профессиональном компоненте, то в основе побудительных механизмов лежит мотивацонно-потребностная сфера личности и ее базовая основа - система ценностей и уровень притязаний.

Говоря о мотивационно-потребностной сфере, прежде всего, следует иметь в виду:

· какое значение имею происходящие события для их участников;

· в каком отношении он находится к происходящим событиям (добровольно участвует или по принуждению);

· какой смысл вкладывает военнослужащий в конкретную боевую ситуацию.

Второе место в побудительных механизмах регуляции боевой деятельности занимают мотивы. М.И. Дьяченко выделил следующие группы мотивов:

· широкие социальные (любовь к Родине, ненависть к врагу, чувство воинского долга и др.)

· коллективно-групповые (чувство боевого товарищества, групповые традиции, страх потерять уважение сослуживцев и т.д.);

· индивидуально-личностные (желание отличиться, получить награду; чувство мести; стремление получить материальное вознаграждение и т.д. В.П. Каширин выделяет в структуре МПС два компонента – военно-профессиональный и морально-политический, предлагает систему показателей для каждого из них (они представлены в его методиках в виде общественно-политических, социально-нравственных и профессионально-деятельностных объективных требований, норм, правил, выраженных в Конституции России, военной присяге, воинских уставах, приказах, и критерии в виде оцениваемой по специальной шкале степень выраженности понимания, согласия, принятия этих требований[7].

При оценке МПС, необходимо соблюдать выработанную и проверенную на практике оценочную «траекторию», включающую следующие стадии:

1. Формулирование целей оценки МПС.

2. Определение предмета оценки.

3. Выбор показателей, характеризующих предмет.

4. Установление критериев оценки показателей.

5. Определение соответствующих методов оценки.

6. Формирование оценочного вывода.

Таким образом, морально-психологическое состояние является отражением текущего состояния целевого психологического ресурса военнослужащих, их готовности и способности эффективно решать стоящие перед ними задачи. Изучение МПС осуществляется с помощью традиционных методов сбора психологической информации .

Страницы: 1 2 


Профессиональное самоопределение как процесс
Профессиональное самоопределение представляет собой достаточно сложный, длительный, весьма подвижный, многоплановый и подчас противоречивый процесс, в котором отчетливо выделяются 4 стадии: 1. Стадия профессионального становления личности связана с зарождением и формированием профессиональных намерений под влиянием общего развития личн ...

Аспирантура и мотивация учебной деятельности. Понятия аспирантуры и аспиранта. Проблема защищаемости
Для более полного представления об аспирантах и аспирантуре приводится расшифровка этих понятий, взятая из информационного листка для поступающего в аспирантуру (прил. 1). Аспирантура (от латинского aspiro – стремлюсь, стараюсь приблизиться) – основная форма подготовки научно-педагогических кадров при высших учебных заведениях или науч ...

Характеристика психолог, особ-тей Р-я подростков и юношей
Выделение подросткового возраста как особой возрастной ступени произошло во 2-ой половине 19 века в промышленно Т-тых странах. Подр. Воз-т -11-15л., вед. Д-ть-интимно-Л-ное общение; юношеский-16--17-18л.(10-11кл.),вед.Д-ть- проф. самоопределение (осознанное учение, формирование ценностей, идеалов, мировоззрения). Хар-зуя особ-ти подр-го ...