Модель группового взаимодействия и этические принципы социального группового работника
Страница 1

Статьи по психологии » Психосоциальная работа с группой » Модель группового взаимодействия и этические принципы социального группового работника

Эта модель включает в себя исторически сложившиеся техники и подходы к групповой работе, вербальные и невербальные коммуникации, игровые принципы взаимодействия. Потребности клиентов и задачи групповой работы образуют единое пространство для взаимодействий. Спонтанность и планирование – две доминанты групповой работы. Действия, разворачивающиеся по принципу «здесь и теперь», дают возможность клиентам получить опыт взаимодействия, который может быть актуализирован в дальнейших взаимодействиях. Группа не имеет ограничений по своему развитию и выдвижению инициатив как взаимодействия, так и расширения компетенций и полномочий.

Социальный работник имеет репертуар ролевых взаимодействий от «помощника» до «учителя», в зависимости от оценки потребностей группы, межгруппового взаимодействия, ситуации. В своей деятельности он должен проявлять определенную меру сочувствия, быть естественным, профессиональным, не директивным. Как и в индивидуальной работе, отношения, которые складываются как между клиентами в группе, так и между социальным работником и клиентом, рассматриваются как терапевтические. Большую роль в этом играют идентификации между клиентами и социальным работником. Это достигается за счет неформального общения, уменьшения социальной дистанции, доверия.

Социальный работник несет ответственность за оказание помощи. Он имеет дело с чувствами людей, экзистенциальными ценностями, рассматривает их как законные компоненты интер-акционального процесса. Социальный работник выполняет функции власти в рамках концепции полномочий, осуществляет контроль за развитием группы и реализацией поставленных целей и задач, однако он не ограничивает группу в автономном развитии, поддерживает ее независимость, разделяет с ней властные полномочия.

Идеология социальной работы с группой основывается на том утверждении, что человек может изменить трудную жизненную ситуацию, если ему оказывать содействие. В этом проявляется гуманистическая сущность социальной работы вообще и групповой практики в частности.

Социальная работа направлена на повышение индивидуального функционирования, в групповой работе реализацию этой потребности осуществляет межгрупповое взаимодействие, в основе которого лежат следующие принципы: признание уникальности клиента в межгрупповом взаимодействии; признание разнообразия групп как видов человеческого сообщества; принятие индивида с его уникальными возможностями, способностями, слабостями и своеобразием; утверждение целенаправленных взаимодействий между членами группы и социальным работником; поддержка и предоставление полезных контактов всем членам группы; модификация группового процесса в контексте изменения групповых задач; поддержка каждого члена группы, предоставление ему возможности для реализации и актуализации своих потребностей; предоставление каждому члену группы возможности участвовать в групповом процессе, решая свои индивидуальные проблемы; создание условий членам группы для получения нового опыта социальных отношений; разумное использование ограничений, оценивание индивида и его ситуации в групповом взаимодействии; целенаправленное использование программы работы с группой с целью достижения поставленных задач; проявление теплых и дружеских отношений со стороны социального работника ко всем членам группы.

Страницы: 1 2


Индивидуальная субъективность
Твердо придерживаясь феноменологической традиции, Адлер считал, что поведение всегда зависит от мнения людей о себе и об окружении, в которое они должны вписываться. Люди живут в ими же созданном мире, в соответствии с их собственной "схемой апперцепции". Далее Адлер доказывал, что люди мотивированы фиктивными целями — личными ...

Реализация системного подхода в психологических учениях
Система – соединение, составленное из частей. Принцип системности - это объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют (Ярошевский). Т.е. данный принцип требует рассматривать любое пс. явл-е как систему, несводимую к сумме своих элементов. 5 ...

Влияние игровой деятельности на развитие личности дошкольника. Происхождение и сущность игры
Игра издавна привлекает к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов [п. 12, с.10]. Г. В. Плеханов, теоретик и пропагандист марксизма, доказывает, что в жизни общества труд предшествует игре и определяет ее содержание. В играх первобытных племен изображается война, охота, земледельческие ...