Основные методы группового консультирования
Страница 2

Статьи по психологии » Психосоциальная работа с группой » Основные методы группового консультирования

Семейное групповое консультирование. Социальное консультирование семьи имеет многоаспектный характер. Эта деятельность направлена на решение потребностей семьи и ее социального окружения. Следует отметить, что сегодня нет единых подходов к практике социального семейного консультирования, возможно лишь обозначить основные стратегии: акцент делается на моделях взаимодействия между личностью и ее окружением; системный подход к семье. Анализируются структурное взаимодействие, связи, содержание, форма организации; подход к семье как единице изменения, осмысления способов изменения ситуации.

«Активно-терапевтический» подход использует активные формы вмешательства: переструктурирование семейных связей, введение новых брачно-семейных ролей, распределение домашних обязанностей и т.д.

Концентрирование работы по принципу «здесь и теперь», изменение установок и взглядов на семейные отношения, поведение брачных партнеров.

Семейное консультирование Фуллмера. Метод группового семейного консультирования Фуллмера базируется на утверждении, что индивидуальное поведение человека есть отражение его семейной ситуации. В центре внимания метода — использование позитивных образцов семейных отношений для формирования новых моделей поведения учеников, имеющих школьные проблемы.

В связи с тем, что негативное поведение было сформировано в рамках семейных отношений, предполагается найти позитивные модели семейного влияния, чтобы изменить существующее поведение детей, этому подчинены групповые процессы.

Семейная терапия Сатир. Согласно В. Сатир, семья — это самоорганизующая система, в основе отношений которой лежат принципы гомеостазиса: элементы системы реагируют друг на друга таким образом, чтобы сохранить баланс отношений. Многие проблемы В. Сатир предлагает трактовать как «дефекты» в системных семейных связях. Социальный терапевт, имея представления об идеальной семье, разъясняет сложившуюся ситуацию брачным партнерам, способствует их интеграции. Каждый член семьи рассматривается в соответствии с его ролью, в хронологическом контексте семейных отношений, большой объем времени уделяется работе над «болью», кризисными семейными ситуациями.

Структурная семейная терапия Минухина. Структурная семейная терапия направлена на изменение позиций членов семьи в конфликтных ситуациях. Социальный терапевт пытается разъяснить сторонам границы сложившихся отношений, представляя семью как мультисистему, включающую в себя: подсистему супруга (супруги), подсистему родителей, подсистему дальних и ближних родственников. Возникновение напряженности в системе семейных отношений возникает от неумения регулировать и адаптировать личное пространство (границы подсистемы) при возникающих внутренних и внешних изменениях (рождение детей, назначение, потеря работы и т.д.). Социальный терапевт обучает клиентов гибко выстраивать границы своей системы, отказываться от жестких моделей взаимодействия, заменяя их на более функциональные. Ключевым концептом С. Минухина является «соединение» терапевта и семьи, в результате чего возможно терапевтическое изменение.

Системная терапия Боуена. Теоретические подходы М. Боуена наиболее близко связаны с системным подходом. Согласно теории систем, если один элемент системы изменяется, то возникает такая реакция, которая приводит к изменению всей системы. М. Боуен рассматривает семью как мультигенерацию, где связи между поколениями играют определенную роль в семейном функционировании. Генограмма, структурная система межпоколенных связей, составленная терапевтом, дает возможность понять и оценить поведение отдельных элементов системы (супруги, дети, родственники, родители) в контексте проблем отдельного случая, а также в контексте всей системы родственных связей. Роль социального терапевта заключается в том, чтобы помочь каждому разобраться в своих функциях в системе семейных отношений.

Страницы: 1 2 


Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Тест «Стиль конфликтного поведения» - методика Томаса. 1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса; б) Вместо того, чтобы обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны. 2. а) Я стараюсь найти компромиссное решен ...

Мотив «Куст розы»
В применении метода символдрамы для диагностики динамики полового самосознания у мужчин, нами использовался предложенный Х. Лёйнером мотив «куст розы», когда пациента просят представить куст розы на краю луга, а затем сорвать с него один цветок. Символ куста розы или шиповника на краю луга глубоко связан с немецкой архетипической культу ...

Влияние игры на психическое и личностное развитие ребенка
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя ...