Концепции индивидуализации личности в зарубежной и отечественной психологии
Страница 2

Статьи по психологии » Психология индивидуальности личности » Концепции индивидуализации личности в зарубежной и отечественной психологии

В динамическом плане названные уровни личности характеризуются конфликтом между сознательным и бессознательным.

Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная иотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте. Однако, уже его ближайшие ученики пришли к выводу, что не сексуальные влечения, по преимуществу, чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект (А. Адлер), либо коллективное бессознательное (архетипы), вобравшие в себя общечеловеческий опыт (К. Юнг), определяет психическое развитие личности. Адлер, основатель, так называемой «индивидуальной психологии», отмечал отсутствие жесткой границы и антагонизмов между сознательным и бессознательным. Юнг в своем учении, названном им же аналитической психологией, «смотрел на человека в свете того, что есть в нем здорового и крепкого, нежели с точки зрения его пороков».

Связать природу бессознательного ядра психики человека с социальными условиями его жизни пытались К. Хорни, Г. Саливен, Э. Фромм.

Сторонников гуманистической теории личности, прежде всего, интересует то, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события своей жизни. Они предпочитают описывать феноменологию личности, а не искать ее объяснение. Сами описания личности и событий в ее жизни в основном сосредоточены на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или будущем, даются в терминах типа «смысл жизни», «жизненные цели», «ценности».

Наиболее известными представителями этого направления являются американские психологи А. Маслоу и К. Роджерс.

Создавая свою концепцию теории личности, Роджерс исходил из того, что каждый человек обладает стремлением и имеет способность к личностному совершенствованию. Будучи существом, наделленным сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, ее цели и ценности. Центральным понятием для теории Роджерса стало понятие «Я», включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. Основные вопросы, которые каждый человек ставит и должен решать следующие: кто я есть? Что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть?

Образ «Я» складывающийся в результате личного жизненного опыта, оказывает в свою очередь влияние на восприятие данным человеком мира, других людей, на оценки, которые дает человек собственному поведению.

Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности – это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и выражению самого себя. А. Маслоу создал концепцию самоактуализации личности и описал, каким требованиям она должна соответствовать в своем поведении и отношениях с окружающими самоактуализирующаяся личность.

Значительный вклад в развитие психологии личности внесли отечественные психологи ХХ века. Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия.

Л.С. Выготский ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание). Как специфически человеческой, социально-обусловленной форме психики, а также заложил основы культурно-исторической концепции психологического развития человека. Названные функции первоначально существуют как формы внешней деятельности, и лишь позже – как полностью внутренний (интрапсихический) процесс.1 Они происходят из форм речевого общения между людьми и опосредованы знанием языка. Система знаков определяет поведение в большей степени, чем окружающая природа, поскольку знак, символ содержит в свернутом виде программу поведения.

Страницы: 1 2 3


Природа и теории эмоций
Факт тесной связи эмоций с жизненными процессами указывает на природное происхождение по крайней мере самых простейших эмоций. Во всех тех случаях, когда жизнь живого существа замирает, частично или полностью утрачивается, прежде всего обнаруживается, что исчезли ее внешние, эмоциональные проявления. Участок кожи, временно лишенный кров ...

Вывод
Подводя итог можно сделать вывод, что процесс избирательности, концентрации и переключения внимания выше у взрослых, чем у детей. Это мы подтвердили с помощью исследований. Анализ результата исследований позволяет говорить, что у людей достигших возраста 24 года уровень избирательности, концентрации и переключения внимания выше, чем у д ...

Антропологическое и психологическое учение Ибн-Сины
Ибн Сина (Абу Али Хусейн ибн-Абдаллах ибн-Али ибн-Сина), или Авиценна - наиболее выдающийся ученый, один из самых ярких перипатетиков Средней Азии. Родился 16 августа 980 года в городе Афшана, близ Бухары. Начальное образование получил от отца - Ибн Сины-Абдаллаха - чиновника саманидской администрации, принадлежавшего к исмаилитам, на ...