Концепции индивидуализации личности в зарубежной и отечественной психологии
Страница 2

Статьи по психологии » Психология индивидуальности личности » Концепции индивидуализации личности в зарубежной и отечественной психологии

В динамическом плане названные уровни личности характеризуются конфликтом между сознательным и бессознательным.

Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная иотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте. Однако, уже его ближайшие ученики пришли к выводу, что не сексуальные влечения, по преимуществу, чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект (А. Адлер), либо коллективное бессознательное (архетипы), вобравшие в себя общечеловеческий опыт (К. Юнг), определяет психическое развитие личности. Адлер, основатель, так называемой «индивидуальной психологии», отмечал отсутствие жесткой границы и антагонизмов между сознательным и бессознательным. Юнг в своем учении, названном им же аналитической психологией, «смотрел на человека в свете того, что есть в нем здорового и крепкого, нежели с точки зрения его пороков».

Связать природу бессознательного ядра психики человека с социальными условиями его жизни пытались К. Хорни, Г. Саливен, Э. Фромм.

Сторонников гуманистической теории личности, прежде всего, интересует то, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события своей жизни. Они предпочитают описывать феноменологию личности, а не искать ее объяснение. Сами описания личности и событий в ее жизни в основном сосредоточены на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или будущем, даются в терминах типа «смысл жизни», «жизненные цели», «ценности».

Наиболее известными представителями этого направления являются американские психологи А. Маслоу и К. Роджерс.

Создавая свою концепцию теории личности, Роджерс исходил из того, что каждый человек обладает стремлением и имеет способность к личностному совершенствованию. Будучи существом, наделленным сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, ее цели и ценности. Центральным понятием для теории Роджерса стало понятие «Я», включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. Основные вопросы, которые каждый человек ставит и должен решать следующие: кто я есть? Что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть?

Образ «Я» складывающийся в результате личного жизненного опыта, оказывает в свою очередь влияние на восприятие данным человеком мира, других людей, на оценки, которые дает человек собственному поведению.

Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности – это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и выражению самого себя. А. Маслоу создал концепцию самоактуализации личности и описал, каким требованиям она должна соответствовать в своем поведении и отношениях с окружающими самоактуализирующаяся личность.

Значительный вклад в развитие психологии личности внесли отечественные психологи ХХ века. Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия.

Л.С. Выготский ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание). Как специфически человеческой, социально-обусловленной форме психики, а также заложил основы культурно-исторической концепции психологического развития человека. Названные функции первоначально существуют как формы внешней деятельности, и лишь позже – как полностью внутренний (интрапсихический) процесс.1 Они происходят из форм речевого общения между людьми и опосредованы знанием языка. Система знаков определяет поведение в большей степени, чем окружающая природа, поскольку знак, символ содержит в свернутом виде программу поведения.

Страницы: 1 2 3


Характеристика смыслообразующей функции мотивов. Смыслообразующие мотивы
Осознание своих мотивов приводит человека к постановке задачи или к выявлению цели. Цель - это образ желаемого будущего, представляемый результат деятельности[27]. Процесс определения и постановки цели есть процесс целеполагания[28]. В реальных соотношениях мотива и целей возникает особая функция мотива - смыслообразующая. Один и тот ж ...

Приложения
Приложение 1 Психодиагностическая методика определения индивидуальной меры рефлексивности Инструкция испытуемому. "Вам предстоит дать ответы на несколько утверждений опросника. В бланке ответов напротив номера вопроса проставьте, пожалуйста, цифру, соответствующую варианту Вашего ответа: 1 - абсолютно неверно 2 - неверно 3 - ...

Характеристика контингента
Таблица 3. Полововозрастная характеристика различных категорий учащихся в аспирантуре пол м ж всего категории количество, % средний возраст, лет количество, % средний возраст, лет число опрошенных средний возраст, лет бюджетники вновь поступившие очники 68 23,1±0,3 32 21,3±0,2 ...