Концепции индивидуализации личности в зарубежной и отечественной психологии
Страница 2

Статьи по психологии » Психология индивидуальности личности » Концепции индивидуализации личности в зарубежной и отечественной психологии

В динамическом плане названные уровни личности характеризуются конфликтом между сознательным и бессознательным.

Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная иотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте. Однако, уже его ближайшие ученики пришли к выводу, что не сексуальные влечения, по преимуществу, чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект (А. Адлер), либо коллективное бессознательное (архетипы), вобравшие в себя общечеловеческий опыт (К. Юнг), определяет психическое развитие личности. Адлер, основатель, так называемой «индивидуальной психологии», отмечал отсутствие жесткой границы и антагонизмов между сознательным и бессознательным. Юнг в своем учении, названном им же аналитической психологией, «смотрел на человека в свете того, что есть в нем здорового и крепкого, нежели с точки зрения его пороков».

Связать природу бессознательного ядра психики человека с социальными условиями его жизни пытались К. Хорни, Г. Саливен, Э. Фромм.

Сторонников гуманистической теории личности, прежде всего, интересует то, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события своей жизни. Они предпочитают описывать феноменологию личности, а не искать ее объяснение. Сами описания личности и событий в ее жизни в основном сосредоточены на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или будущем, даются в терминах типа «смысл жизни», «жизненные цели», «ценности».

Наиболее известными представителями этого направления являются американские психологи А. Маслоу и К. Роджерс.

Создавая свою концепцию теории личности, Роджерс исходил из того, что каждый человек обладает стремлением и имеет способность к личностному совершенствованию. Будучи существом, наделленным сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, ее цели и ценности. Центральным понятием для теории Роджерса стало понятие «Я», включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. Основные вопросы, которые каждый человек ставит и должен решать следующие: кто я есть? Что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть?

Образ «Я» складывающийся в результате личного жизненного опыта, оказывает в свою очередь влияние на восприятие данным человеком мира, других людей, на оценки, которые дает человек собственному поведению.

Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности – это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и выражению самого себя. А. Маслоу создал концепцию самоактуализации личности и описал, каким требованиям она должна соответствовать в своем поведении и отношениях с окружающими самоактуализирующаяся личность.

Значительный вклад в развитие психологии личности внесли отечественные психологи ХХ века. Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия.

Л.С. Выготский ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание). Как специфически человеческой, социально-обусловленной форме психики, а также заложил основы культурно-исторической концепции психологического развития человека. Названные функции первоначально существуют как формы внешней деятельности, и лишь позже – как полностью внутренний (интрапсихический) процесс.1 Они происходят из форм речевого общения между людьми и опосредованы знанием языка. Система знаков определяет поведение в большей степени, чем окружающая природа, поскольку знак, символ содержит в свернутом виде программу поведения.

Страницы: 1 2 3


Личностные особенности студентов, испытывающих трудности в профессиональном самоопределении. Мотивы обучения в вузе студентов, испытывающих трудности в профессиональном самоопределении
Для исследования мотивов обучения была использована методика изучения мотивов учебной деятельности студентов А. А. Реана и В. Я. Якунина. Исследуемые оценивали значимость для себя 15-ти мотивов учебной деятельности, используя 7-ми балльную шкалу (1 балл – мотив совсем не значим, 7 баллов – максимальная значимость мотива). Мотивы, предл ...

Мотивация и эмоции
Высшие эмоции человека – это мотивы поведения, т.е. они способны побуждать и направлять человека, стимулировать его совершать определенные действия и поступки. Между мотивацией и эмоцией имеются сходство и различие. Чтобы произошла адаптация к возникающим перед нами задачам, необходима достаточная мотивация. Однако если мотивация слишк ...

Поздний период в жизни человека
В возрастной психологии существует устойчивая точка зрения, что жизненный путь человека от рождения до смерти психологически надо делить на возрастные периоды и эпохи. Периодизация психического (и не только психического) развития человека - краеугольный камень возрастной психологии. Более того, фактически процедура периодизации конститу ...