Концепции индивидуализации личности в зарубежной и отечественной психологии
Страница 1

Статьи по психологии » Психология индивидуальности личности » Концепции индивидуализации личности в зарубежной и отечественной психологии

В начале ХХ века в психологии возникает кризисная ситуация: обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы – не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических явлений с

Физиологическими. Попытки преодоления кризиса привели к формированию нескольких влиятельных направлений (школ) в психологической науке.

В конце 20-х годов в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате чего сложилось много различных подходов и теорий личности.

Как уже упоминалось, Г. Олпортом и Р. Кеттелом была начата разработка теории, получившей название «теории черт». Ее можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние, психологические свойства. Люди, согласно этой теории отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического обследования.

Как выяснилось, поведение человека, кроме черт личности, зависит еще и от многих других условий, в частности, от особенности самой ситуации, в которой они рассматриваются.

Как альтернатива черт личности за рубежом получила распространение концепция личности, названная теорией социального научения. Основная психологическая характеристика личности в данной теории – это поступок, или серия поступков. Существенное влияние на поведение человека, на его социальные действия оказывают другие люди, поддержка или осуждение с их стороны его поведения.

Примером интеракционистской теории личности является концепция, разработанная американским ученым У. Майшелом. Согласно этой концепции, личностные факторы, которые совместно с ситуацией определяют поведение человека, делятся на ряд групп:

1. Способности человека, т.е. то, что он в состоянии самостоятельно и независимо от ситуации сделать в данной обстановке.

2. Когнитивные стратегии – способы восприятия и оценки человеком ситуации, выбора форм поведения в ней.

3. Ожидания – оценки вероятных последствий совершения в данной ситуации тех или иных поступков.

4. Ценности, т.е. то, что представляет для данного человека ценность, имеет смысл, значение. Человек, в сложившейся обстановке выбирает такой способ поведения, который приводит к утверждению его ценностей.

5. Планы поведения, способы его субъективной регуляции. Оказавшись в такой ситуации, люди, обычно предпочитают действовать привычным для них способом, по уже проверенному способу.

В 1896 году возникло направление в психологической теории и практике, положившей начало тому, что сейчас называют глубинной психологией. У ее истоков стоял австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд. Фрейд пришел к выводу, что физиологический подход к психике недостаточен, и предложил свою систему анализа душевной жизни человека, названную им психоанализом.

С топической (структурной) точки зрения психика содержит, по Фрейду, три образования: «Я», «Сверх-Я» и «Оно». Две последние системы локализированы в слое первичного психического процесса – в бессознательном. «Оно» – это место сосредоточения двух групп влечений: а) влечение к жизни, или эроса, куда входят сексуальные влечения и влечение к самосохранению «Я»; б) влечение к смерти и разрушению –танатоса. «Оно» составляет движущую силу поведения, источник психической энергии, мощное мотивационное начало. «Я» – это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата, именуемый, обычно, сознанием. «Я» воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма. Его основная функция – соизмерять вышеназванные влечения с требованиями враждебной индивидууму социальной сферы в интересах его самосохранения. Систему требований «Я» к «Оно» составляет «Сверх-Я» – внутренний «надзиратель», «критик», источник нравственного самоограничения личности.

Страницы: 1 2 3


Характеристика психолог, особ-тей Р-я подростков и юношей
Выделение подросткового возраста как особой возрастной ступени произошло во 2-ой половине 19 века в промышленно Т-тых странах. Подр. Воз-т -11-15л., вед. Д-ть-интимно-Л-ное общение; юношеский-16--17-18л.(10-11кл.),вед.Д-ть- проф. самоопределение (осознанное учение, формирование ценностей, идеалов, мировоззрения). Хар-зуя особ-ти подр-го ...

Причины отклонений в развитии
Возникновение аномалий развития связано с действием как разнообразных неблагоприятных факторов внешней среды, так и с различными наследственными влияниями. В последнее время получены данные о новых наследственных формах умственной отсталости, глухоты, слепоты, сложных дефектов, патологии эмоционально-волевой сферы и поведения, в том чи ...

Практические рекомендации по преодолению тревожности и информационного стресса у студентов ВУЗа. Факторы и приемы управления тревожностью и стрессом
Факторами, уменьшающими стрессогенность среды и ее отрицательное влияние на орга­низм, являются предсказуемость внешних событий, возможность заранее подготовиться к ним, а также возможность контроля над событиями, что существенно снижает силу воздействия неблагоприятных факторов. Значи­тельную роль в преодолении отрицательного влияния н ...