Концепции индивидуализации личности в зарубежной и отечественной психологии
Страница 1

Статьи по психологии » Психология индивидуальности личности » Концепции индивидуализации личности в зарубежной и отечественной психологии

В начале ХХ века в психологии возникает кризисная ситуация: обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы – не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических явлений с

Физиологическими. Попытки преодоления кризиса привели к формированию нескольких влиятельных направлений (школ) в психологической науке.

В конце 20-х годов в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате чего сложилось много различных подходов и теорий личности.

Как уже упоминалось, Г. Олпортом и Р. Кеттелом была начата разработка теории, получившей название «теории черт». Ее можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние, психологические свойства. Люди, согласно этой теории отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического обследования.

Как выяснилось, поведение человека, кроме черт личности, зависит еще и от многих других условий, в частности, от особенности самой ситуации, в которой они рассматриваются.

Как альтернатива черт личности за рубежом получила распространение концепция личности, названная теорией социального научения. Основная психологическая характеристика личности в данной теории – это поступок, или серия поступков. Существенное влияние на поведение человека, на его социальные действия оказывают другие люди, поддержка или осуждение с их стороны его поведения.

Примером интеракционистской теории личности является концепция, разработанная американским ученым У. Майшелом. Согласно этой концепции, личностные факторы, которые совместно с ситуацией определяют поведение человека, делятся на ряд групп:

1. Способности человека, т.е. то, что он в состоянии самостоятельно и независимо от ситуации сделать в данной обстановке.

2. Когнитивные стратегии – способы восприятия и оценки человеком ситуации, выбора форм поведения в ней.

3. Ожидания – оценки вероятных последствий совершения в данной ситуации тех или иных поступков.

4. Ценности, т.е. то, что представляет для данного человека ценность, имеет смысл, значение. Человек, в сложившейся обстановке выбирает такой способ поведения, который приводит к утверждению его ценностей.

5. Планы поведения, способы его субъективной регуляции. Оказавшись в такой ситуации, люди, обычно предпочитают действовать привычным для них способом, по уже проверенному способу.

В 1896 году возникло направление в психологической теории и практике, положившей начало тому, что сейчас называют глубинной психологией. У ее истоков стоял австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд. Фрейд пришел к выводу, что физиологический подход к психике недостаточен, и предложил свою систему анализа душевной жизни человека, названную им психоанализом.

С топической (структурной) точки зрения психика содержит, по Фрейду, три образования: «Я», «Сверх-Я» и «Оно». Две последние системы локализированы в слое первичного психического процесса – в бессознательном. «Оно» – это место сосредоточения двух групп влечений: а) влечение к жизни, или эроса, куда входят сексуальные влечения и влечение к самосохранению «Я»; б) влечение к смерти и разрушению –танатоса. «Оно» составляет движущую силу поведения, источник психической энергии, мощное мотивационное начало. «Я» – это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата, именуемый, обычно, сознанием. «Я» воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма. Его основная функция – соизмерять вышеназванные влечения с требованиями враждебной индивидууму социальной сферы в интересах его самосохранения. Систему требований «Я» к «Оно» составляет «Сверх-Я» – внутренний «надзиратель», «критик», источник нравственного самоограничения личности.

Страницы: 1 2 3


Проведение качественного анализа
Мы ставили перед собой следующую цель: исследование о существовании связи между восприятием, вниманием, памятью дошкольника. Мы провели исследование уровней восприятия, внимания, памяти с помощью соответствующих методик. Проведенное нами исследование показало следующие результаты: большинство испытуемых имеют высокий уровень дифференци ...

Введение.
Проблема подростковой беременности и родов актуальна во всем мире. Сегодня по всему земному шару рожают более 15 миллионов подростков, а еще пять миллионов вынуждены прибегать к прерыванию беременности. В связи с этим возникает необходимость изучения и осмысления такого явления как несовершеннолетнее материнство. В нашей стране раннее ...

Описание экспериментальной выборки
На первом этапе в исследовании приняли участие 134 школьника 13-16 лет, у 59 из них было выявлено состояние одиночества. Из этой группы была сформирована экспериментальная группа, которая состояла из 38 человек. Затем случайным образом была сформирована контрольная группа, также из 38 человек. Все они являются учениками средней школы ...