Проблема и метод исследованияСтраница 1
С древнейших времен было замечено, что люди отличаются друг от друга по динамике поведения. Факт индивидуального различия между людьми, засвидетельствованный здравым рассудком, впервые был превращен в предмет научного анализа великим греческим ученым Гиппократом (IV век до н. э.), который, находясь под влиянием натурфилософии Эмпедокла, показал, что основным условием существования организма являются данные в нем в определенной пропорции и питающие его четыре жидкости (гумор). Согласно Гиппократу, наличие этих жидкостей в различной пропорции в организме человека определяет различие между людьми по силе их переживаний. www.edubrilliant.ru
На основе гуморальной теории Гиппократа, в зависимости от того, какая из жидкостей преобладает в организме, были установлены четыре типа темперамента: сангвинический, меланхолический, флегматический и холерический. Эта классификация темпераментов до сегодняшнего дня не потеряла своей силы. Были исследователи, указывавшие на недостаточность этой классификации, добавлявшие новые типы, отмечавшие наличие других вариантов этих типов, смешанных форм, сокращавшие число этих типов (Кречмер), однако никто не сомневался в существовании типов темперамента. Не вызывают спора и основные признаки издревле установленных темпераментов — их феноменологическая характеристика. Различие во мнениях сказалось в вопросе объяснения, понимания темпераментов, установления их психологических и физиологических механизмов.
Один ряд ученых считает темперамент врожденным биологическим свойством организма — темперамент представляется как свойство какого-либо отдельного биологического процесса или целостной конституции организма, как свойство, проявляющееся в переживаниях и поведении личности. Некоторые исследователи, стоящие на биологической точке зрения, причиной индивидуальных различий считают гуморальную систему (Гиппократ, Аристотель, Гален), а другие — особенность кровообращения (Геллер, Шталь, Лесгафт) или же процесс обмена веществ в организме (Фулье), конституцию (Галь, Виренице, Галес, Де-Джиовани, Сиго, Кречмер, Шельдон), неврологические процессы (Эрисберг, Генле, Зеланд), особенности высшей нервной деятельности (И. П. Павлов и его школа).
В противоположность биологической точке зрения, были выдвинуты психологические теории, согласно которым темперамент является не врожденным, биологическим свойством организма, находящим соответствующее выражение в мире переживаний человека, а врожденным свойством собственно души, психики (Платнер, Кант, Вундт, Гефтинг, Штерн и др.). Согласно психологическим теориям, темперамент связан с организмом, но эта связь не имеет какого-то специфического характера. Эта связь принципиально не отличается от природы связи других свойств личности с организмом; вопрос о взаимоотношении между организмом и темпераментом стоит в ряду вопросов вообще о взаимоотношении между психическим и физическим.
Можно сказать, впервые в истории исследования темперамента представители школы И. П. Павлова начали проводить глубокое исследование физиологических основ темперамента. В этом отношении заслуживают наибольшего внимания работы Б. М. Теплова, В. Д. Небылицина и их сотрудников, а также В. С. Мерлина и его сотрудников, в частности экспериментальные исследования И. М. Палея, А. В. Пенской, В. В. Белоуса, М. П. Михайловой и др. Основную идею этого направления в исследовании темперамента Б. М. Теплов выразил так: “Мы избрали путь от физиологии высшей нервной деятельности к психологии. Мы не считаем, что этот путь является единственно возможным, но мы твердо уверены в том, что это один из возможных путей.
Контрольный этап
На данном этапе целью нашего исследования было – проверить эффективность проведенной нами работы: повысился ли уровень развития рефлексии, и как это повлияло на уровень развития коммуникативных способностей. Для этого мы вновь использовали такие методики как: психодиагностическая методика развития индивидуальной меры рефлексивности, мет ...
Основные группы психологического самопонимания
Лабораторные методы и Т-группы. Лабораторный метод может рассматриваться как процесс самоизучения клиентом своих индивидуальных особенностей, где осуществляется «расширение сознания» в целях более эффективного социального функционирования. Клиенты рассматривают проблемы, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Рабочий метод ба ...
Психологическая сущность игры дошкольника. Характеристика
игровой деятельности ребенка
В период дошкольного детства игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что ребенок большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения ребенка. Собственно игровое действие будет происходить тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другой. Игровое действие носит зн ...