Проблема и метод исследования
Страница 1

Типы темперамента » Проблема и метод исследования

С древнейших времен было замечено, что люди отличаются друг от друга по динамике поведения. Факт индивидуального различия между людьми, засвидетельствованный здравым рас­судком, впервые был превращен в предмет научного анализа ве­ликим греческим ученым Гиппократом (IV век до н. э.), кото­рый, находясь под влиянием натурфилософии Эмпедокла, пока­зал, что основным условием существования организма являются данные в нем в определенной пропорции и питающие его четыре жидкости (гумор). Согласно Гиппократу, наличие этих жидкостей в различной пропорции в организме человека определяет разли­чие между людьми по силе их переживаний. www.edubrilliant.ru

На основе гуморальной теории Гиппократа, в зависимости от того, какая из жидкостей преобладает в организме, были установ­лены четыре типа темперамента: сангвинический, меланхоли­ческий, флегматический и холерический. Эта классификация тем­пераментов до сегодняшнего дня не потеряла своей силы. Были исследователи, указывавшие на недостаточность этой классифика­ции, добавлявшие новые типы, отмечавшие наличие других вари­антов этих типов, смешанных форм, сокращавшие число этих ти­пов (Кречмер), однако никто не сомневался в существовании ти­пов темперамента. Не вызывают спора и основные признаки из­древле установленных темпераментов — их феноменологическая характеристика. Различие во мнениях сказалось в вопросе объяс­нения, понимания темпераментов, установления их психологичес­ких и физиологических механизмов.

Один ряд ученых считает темперамент врожденным биоло­гическим свойством организма — темперамент представляется как свойство какого-либо отдельного биологического процесса или целостной конституции организма, как свойство, проявляю­щееся в переживаниях и поведении личности. Некоторые иссле­дователи, стоящие на биологической точке зрения, причиной ин­дивидуальных различий считают гуморальную систему (Гиппократ, Аристотель, Гален), а другие — особенность кровообраще­ния (Геллер, Шталь, Лесгафт) или же процесс обмена веществ в организме (Фулье), конституцию (Галь, Виренице, Галес, Де-Джиовани, Сиго, Кречмер, Шельдон), неврологические процессы (Эрисберг, Генле, Зеланд), особенности высшей нервной дея­тельности (И. П. Павлов и его школа).

В противоположность биологической точке зрения, были выдвинуты психологические теории, согласно которым темпе­рамент является не врожденным, биологическим свойством орга­низма, находящим соответствующее выражение в мире пережива­ний человека, а врожденным свойством собственно души, психики (Платнер, Кант, Вундт, Гефтинг, Штерн и др.). Согласно психологическим теориям, темперамент связан с организмом, но эта связь не имеет какого-то специфического характера. Эта связь принципиально не отличается от природы связи других свойств личности с организмом; вопрос о взаимоотношении между организмом и темпераментом стоит в ряду вопросов вообще о взаимоотношении между психическим и физическим.

Можно сказать, впервые в истории исследования темперамен­та представители школы И. П. Павлова начали проводить глубо­кое исследование физиологических основ темперамента. В этом отношении заслуживают наибольшего внимания работы Б. М. Теплова, В. Д. Небылицина и их сотрудников, а также В. С. Мер­лина и его сотрудников, в частности экспериментальные иссле­дования И. М. Палея, А. В. Пенской, В. В. Белоуса, М. П. Ми­хайловой и др. Основную идею этого направления в исследовании темперамента Б. М. Теплов выразил так: “Мы избрали путь от физиологии высшей нервной деятельности к психологии. Мы не считаем, что этот путь является единственно возможным, но мы твердо уверены в том, что это один из возможных путей.

Страницы: 1 2


Анализ результатов эмпирического исследования
1. Диагностика детско-родительских отношений с помощью опросника «Подростки о родителях» (см. таб. 1 и 2). Методика включает 5 шкал (автономность, непоследовательность, директивность, враждебность и позитивный интерес), отражающих родительское отношение, высокая выраженность которых способствует появлению личностной тревожности у подро ...

Формирующий этап
Для того чтобы помочь подростку понять себя, свой внутренний мир, контролировать и регулировать свои действия, получить знания о самом себе и других людях мы подобрали комплекс упражнений (см. Приложение 9) с целью развития уровня рефлексии. Задачи: 1. Снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности. 2. Совершенствование навыков ...

Результаты исследования и их анализ
Изучение общих данных на основе анкетных данных детей из полных и неполных семей, позволило установить ряд отличий между группами испытуемых. Почти равное количество полных семей с 1 ребенком (45%) и 2 детьми (40%), число многодетных семей, где 3 детей, составляет 15%. Совсем другая ситуация наблюдается в неполных семьях, где преоблада ...