Самоактуализация личности, как проявление ее индивидуальности
Страница 1

Статьи по психологии » Психология индивидуальности личности » Самоактуализация личности, как проявление ее индивидуальности

У каждого человека есть тот или иной характер, более или менее разнообразные способности, каждый носит в себе множество простых и сложных ролей. Наконец, у каждого человека, даже самого примитивного, есть свой внутренний мир, свои потребности, личностные ценности, которые сообщают смысл всему, с чем человек сталкивается, формируя отношения к ним и смысловые структуры. Характер, способности и роли служат наилучшей адаптации, приспособлению человека к конкретным окружающим условиям и обстоятельствам. Внутренний мир, смысловая сфера личности связывает ее с реальностью мира как целого и регулирует ее жизнедеятельность согласно системе отношений личности с миром. Но в эту схему не укладываются проявления самодетерминации личности, когда личность осуществляет не только внешнюю или внутреннюю регуляцию, сколько напротив, преодоление любых регуляций на основе осознанного выбора. В личности есть что-то такое, что позволяет ей не только управлять своим характером, способностями, но и своими побуждениями и смыслами, произвольно менять значимость и побудительную силу различных альтернатив выбора, причем это как раз дано не каждому.

Основная потребность человека, согласно гуманистической теории личности, - это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и выражение самого себя. Признание главенствующей роли самоактуализации роднит между собой всех представителей данного теоретического направления. Самоактуализация активизируется в отношении тех черт, свойств и качеств человека, которые рационально и морально приемлемы и поддерживаются в обществе. Между тем, человек является таким, каким он сделал себя сам, насколько он сам себя ощущает. Самоактуализация является атрибутом самого существования человека.

Следовательно, социальная система, исторические обстоятельства, природно-экологические условия, социальное окружение, и даже случай, обусловливают проявление активности человека. Однако человек может реализовать свою «самость», поскольку способен сознавать свою ценность, возвысится над обстоятельствами, иметь планы и цели деятельности, учитывать реальную ситуацию и отдельные последствия. Критерий самореализации, который входит в оценочную систему психической деятельности каждого человека, отражает удовлетворенность общества личностью и удовлетворенность личности социальными условиями. Эффективность самореализации будет зависеть не только от реальных внешних условий, но и от того, как человек понимает и оценивает их по отношению к себе. Это отношение, оценка обусловлены знаниями и практическим опытом, личностными характеристиками и социальными умениями.

Самореализация играет важнейшую роль на всем жизненном пути личности, по сути дела определяют его. Предпосылки к самореализации заложены в самой природе человека и существуют как задатки, которые с развитием человека, с формированием его личностных свойств, становятся основой способности к самореализации. Однако условием самореализации является динамическое функциональное единство, где образ мира и образ «Я" как бы уравновешены через адекватное понимания своего места в мире и использование адекватных социальных умений.

Я – это форма переживания человеком своей личности, форма, в которой личность открывается сама себе. Я – имеет несколько граней, каждая из которых была в свое время предметом интереса тех или иных психологических школ и направлений.

Первая грань Я – это так называемое телесное или физическое. Я, переживание своего тела, переживание физических дефектов, осознание здоровья или болезни. Роль телесного Я можно проиллюстрировать открытым в начале нашего столетия эффектом компенсации и сверхкомпенсации органических дефектов. Этот эффект проявляется в том, что люди в детстве страдавшие либо реальными физическими дефектами, либо телесными недостатками чисто психологического свойства (малый рост), прилагают удвоенные усилия, чтобы компенсировать этот дефект развитием тех или иных черт характера, способностей и умений, и это не только им часто удается, но и нередко приводит к выдающемуся развитию тех или иных способностей.

Страницы: 1 2


Нравственная готовность к школьному обучению.
Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением характера, его взаимоотношений со взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств, названных Л.С. Вготским [20] внутренними этическими инстанциями. Д.Б. Эльконин связывает возникновение этических инстанций с изменением взаимоотношений между ...

Структура исследования.
Целью нашего исследования является оценка коммуникативных склонностей каждого из членов коллектива, и определить уровень общительности, и с этой целью использовали следующие методики: 1) оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе первичной профконсультации; 2) Тест «Общительность». При интерпретации полученных данны ...

Исследование избирательности внимания
Цель исследования : определить уровень избирательности внимания. Материал и оборудование : тестовый бланк, карандаш и секундомер. Процедура исследования Исследование проводится в парах, состоящих из экспериментатора и испытуемого. Экспериментатор читает испытуемому инструкцию, предъявляет тестовый бланк и фиксирует время выполнения за ...