Самоактуализация личности, как проявление ее индивидуальностиСтраница 2
Вторая грань Я – это социальное ролевое Я, выражающееся в ощущении себя носителем тех или иных социальных ролей и функций, поскольку у каждого человека Я включает в себя определенные социально-ролевые компоненты. Человек определяет себя в терминах выполняемых им социальных функций и ролей. Это достаточно важная, хотя и не главная характеристику личности.
Третья грань Я – психологическое Я. Оно включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос «какой Я» Психологическое Я составляет основу того, что в психологии называют образом Я или Я-концепцией, хотя телесное и социально-ролевое Я тоже в него входят.
Четвертая грань Я. – это ощущение себя источником активности или наоборот, пассивным объектом воздействия, переживание своей свободы или несвободы, ответственности или посторонности. Это Я, которое является не представлением о себе, а некоторой первичной точкой отсчета любых представлений о себе, то Я, которое присутствует в формулах: «Мыслю – следовательно существую», «На том стою и не могу иначе». Его можно назвать экзистенциальным Я, поскольку в нем отражаются личностные особенности высшего, экзистенциального уровня, особенности не каких-то конкретных личностных структур, а общих принципов отношений личности с окружающим ее миром.
Наконец, пятая грань Я – это это самоотношение или смысл Я. Наиболее поверхностным проявлением самоотношения выступает самооценка -–общее положительное или отрицательное отношение к себе. Важной характеристикой самоотношения являются степень его целостности, интегрированности, а также автономности, независимости от внешних оценок.
Самоотношение является механизмом обратной связи, оно не является или, по крайней мере, не должно являться самоцелью или самоценностью. Но на деле может стать иначе. Главной целью для человека может стать сохранение положительной самооценки или избегание отрицательной любой ценой. В таком случае самооценка перестает отражать состояние реальных жизненных процессов, заслоняет от человека мир, а порой искажает его, если правдивая картина мира угрожает его самооценке. Активность человека в мире оказывается в этом случае лишь средством поддержания высокой самооценки. Но этот путь ведет в тупик. Высокая самооценка относится к таким вещам, которые могут быть доступны человеку лишь как побочный результат его активности, но ускользают от него, как только он пытается сделать их целью. В качестве примера, вслед за В. Франклом, можно назвать счастье и самоактуализацию.
В другой связи Франкл напоминал о том, что назначение бумеранга – не в том, чтобы возвращаться к бросившему его, а в том, чтобы поразить цель. Возвращается только тот бумеранг, который не попал в цель. Слишком большое внимание, уделяемое человеком своему Я – признак того, что он не достиг успеха в реализации своих жизненных целей. «Если я хочу стать тем, чем я могу, мне надо делать то, что я должен…» (Франкл В. Человек в поисках смысла).
Мыслительная деятельность, ее общая характеристика и стадии
Когда в создавшейся проблемной ситуации возникает задача, не имеющая готового решения - появляется мышление. Такая задача может выступать как цель деятельности, например задача — раскрыть преступление, установить истину по делу. Чтобы активизировать мышление, необходима соответствующая мотивация мыслительной деятельности. И чем она с ...
На пороге юности
Дорога в мир взрослого человека очень тяжела, перед тем как подросток станет самостоятельным, состоявшимся человеком с определенными чертами характера, желаниями и своим местом в жизни, ему необходимо решить множество задач, которые и определят его дальнейшую судьбу.
Прежде всего, это выбор
: выбор профессии, выбор человека, с которым ...
Стремление и превосходству
Как уже было отмечено, Адлер полагал, что чувство неполноценности является источником всех устремлений человека к саморазвитию, росту и компетентности. Но какова же конечная цель, ради которой мы боремся и которая обеспечивает меру постоянства и целостности нашей жизни? Движет ли нами потребность попросту избавиться от чувства неполноце ...