Методы психологического исследованияСтраница 1
В психологии личности как и в других науках, для получения фактов, их обработки и объяснения используется определенная совокупность приемов исследования.
Все применяемые методы можно условно подразделить на четыре группы: 1) организационные методы; 2) эмпирические способы добывания научных данных; 3) приемы обработки данных; 4) интерпретационные методы.
К организационным методам относятся действующие на протяжении всего исследования лонгитюдный и комплексные методы.
Лонгитюдный метод (метод «продольного среза») состоит в многократном исследованиях одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. К примеру, многократное обследование студентов на протяжении всего обучения в вузе.
Комплексный метод – способ изучения, при котором в исследовании участвуют представители разных наук, что позволяет устанавливать связи зависимости между явлениями разного рода. Например, физиологическим, психическим и социальным развитием личности.
К эмпирическим способам добывания научных данных относятся обсервационные методы: наблюдения и самонаблюдения.
Наблюдение – (внешнее) – метод, состоящий в преднамеренном систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики. Наблюдение следует вести в естественных условиях и не следует вмешиваться в обычное протекание событий. Очень важно, чтобы человек, за которым ведется наблюдение, не знал об этом, т.к. в противном случае может исчезнуть естественность его поведения, а без этого невозможно получить достаточно точных объективных данных.
Самонаблюдение (интроспекция) – наблюдение человека за собственными психическими явлениями.
Эксперимент – отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование некоторыми факторами и регистрацию соответствующих изменений в состоянии изучаемого. Подразделяется на лабораторный, естественный и формирующий эксперименты.
К психодиагностическим методам относятся тесты – система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенных качеств (свойств) личности. Тесты подразделяются на стандартизированные и прожективные. К психодиагностическим методам относятся анкеты современных типов, социометрия, интервью, беседы.
Праксиометрические методы включают приемы анализа процессов и продуктов деятельности, биографические и другие.
Интерпретационные методы.
В последние годы все шире в изучении своеобразия личности используются генетические методы.
Психогенетика – междисциплинарная область знаний, пограничная между дифференцированной психологией и генетикой; предметом ее исследования являются относительная роль и взаимодействие факторов наследственности и среды формирования индивидуальных различий по психологическим и психофизическим признакам.
И в отечественной и в зарубежной психологии накоплены многочисленные доказательства важности психологических и социально-психологических факторов для формирования индивидуальности – от особенностей взаимодействия матери с новорожденным ребенком, до положения человека в группе в обществе в целом. Однако наблюдаемые различия в поведении (в реакции людей на одни и те же воздействия, различия в поведении детей раннего возраста и т.д.) далеко не всегда поддаются объяснению прошлым опытом человека.
Отсюда, а также из общебиологических, эволюционных дисциплин встает задача поиска иных, а именно биологических «природных» основ межиндивидуальной вариативности психологических черт; особенностей когнитивных процессов, личностных характеристик. Конкретно это выражается в поиске нейро- и психофизиологических особенностей, связи последних с соматическими, эндокринными и другими системами человеческого организма.
Методы психогенетических исследований имеют в своем арсенале многочисленные подвиды метода.
Так первая работа по генетике психологических признаков Ф. Гальтона «Наследственный гений» – посвящена анализу родословных выдающихся людей. Иначе говоря, в ней использован генеалогический метод - метод исследования семей.
Роль рефлексии в подростковом возрасте
Подростковый возраст – это период онтогенеза, соответствующий началу перехода от детства к юности. В подростковом возрасте происходят изменения, связанные с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процесс ...
Теоретические подходы к вандализму. Эстетическая теория
В. Оллен и Д. Гринбергер рассматривают вандализм с позиций теории возбуждения, а также экспериментальной эстетики. Эстетическая теория изучает внутренние психологические процессы, присущие самому акту разрушения. Вандализм трактуется как процесс, доставляющий удовольствие. Авторы опираются на тезис, что гедонистическая ценность стимула ...
Эмоц. процессы, их ф-ции, компоненты, закон-ти протекания
Термин «эмоция» происходит от латинского слова, что означает сотрясаю, волную. Со временем значение этого понятия изменилось: эмоции - это обобщенные чувственные реакции, возникшие в ответ на разнообразные по характеру экзогенные и эндогенные сигналы, обязательно влекущие за собой определенные изменения в физиологическом состоянии орган ...

