Методы психологического исследованияСтраница 2
Первая работа, выполненная с помощью метода приемных детей Р, Пломина вышла в свет в 1924 г. Результаты, с точки зрения автора, говорят о том, что интеллект приемных детей больше зависит от социального статуса биологических родителей, чем от приемных. В нашей стране этот метод использовать невозможно, т.к. существует гарантированная тайна усыновления.
Довольно характерным в науке ХІХ- нач. ХХ вв. было увлечение близнецами; изучали их биологию, патологию. Первая попытка использования метода близнецов для решения проблемы «природа- воспитание» принадлежала Ф. Гальтону. Окончательное оформление метод близнецов получил благодаря, главным образом, работам Г. Сименса. Именно он предложил метод, который стал одним из важных инструментов современной психогенетики – сопоставления внутрипарного сходства моно и дизиготных близнецов.
Таблица 1. Корреляция между гомозиготными и гетерозиготными близнецами разного пола по ряду личностных характеристик (средний возраст детей –4 года и 7 мес.)
Оцениваемая индивидуальная характеристика |
Коэффициент внутригрупповой корреляции Мальчики Девочки | |||
Эмоциональность Активность Социабельность (общительность, контактность) |
гомозиготные |
гетерозиготные |
гомозиготные |
гетерозиготные |
0,68 0,73 0, 65 |
0,00 0,18 0,20 |
0,60 0,50 0,58 |
0,05 0,00 0,06 |
Сравнительное исследование гомозиготных близнецов, которые жили и воспитывались в разных семьях показывает, что вопреки ожиданию, их индивидуальные, психологические и поведенческие различия от этого не увеличивались, а чаще оставались такими же, как и у детей выросших в одной семье (в некоторых случаях даже уменьшаются).
В. Правдивцев приводит такие интересные факты, зафиксированные статистикой:
Через 26 лет разлуки встретились две сестры близняшки, расставшиеся вскоре после рождения. И, хотя жили они в разных штатах США и ничего друг о друге не знали, оказалось, что обе они работают парикмахерами и имеют дочерей по имени Кристина.
Или, совсем фантастическая история с братьями-близнецами, родившимися в американском штате Огайо и усыновленными еще в раннем детстве разными семьями. Почти через 40 лет они встретились. И каково же было их удивление, когда обнаружилось, что их обоих зовут Джеймс (только фамилии разные. Оба юристы, любят рисовать, чертежничать, плотничать. Оба имеют автомобили «Шевроле» одной и той же модели и одинакового цвета. Оба любят отдыхать в одном и том же штате Флорида. Оба дважды женаты. У обоих первых жен звали Линдами, а вторых Бетси. Объясняется этот неожиданный факт тем, что детям-одногодкам, постоянно находящихся, рядом друг с другом, почти никогда не удается заниматься одним и тем же делом и между такими детьми редко складываются вполне равноправные отношения.
Несмотря на большое сходство по ряду психологических и поведенческих характеристик, которое обнаруживается у гомозиготных близнецов, вряд ли полностью оправдано утверждение, что их психологическая общность обусловлена только генетически. Проведенные во всем мире исследования показали, что влияние среды на психическое и поведенческое развитие является более сильным, чем воздействие его наследственности.
Методы, которыми располагает психология исследования личности позволяет весьма успешно решать поставленные перед ней задачи.
К интеграции академической и прикладной науки
Среди академических психологов существует глубокое предубеждение против прикладных исследований, предубеждение, которое проявляется в cфокусированности престижных научных журналов на чисто академической тематике и в зависимости научной карьеры психолога от его вклада именно в чистую, а не в прикладную науку. Частично это предубеждение о ...
Возрастные аспекты социально-психологической структуры класса
Взаимоотношения со сверстниками в коллективе — проблема значимая во всех возрастах. Однако в разное время ровесник занимает различное место в жизни ребенка, а, следовательно, его влияние, роль коллектива меняется, становясь то более, то менее значимым. Существуют данные о том, что интерес к сверстникам, потребность в общении с ними возн ...
Использование компьютерных средств в коррекции нарушения чтения у учащихся младшего
школьного возраста. Использование компьютерных технологий
в образовании
Применяемая в школах классическая классно-урочная система, по-прежнему оставаясь наиболее популярной формой обучения, мало считается с различиями в способностях детей, необходимостью их поддержки и развития. Поэтому в ее рамках, в частности, для начальной школы, усилиями педагогов и психологов (Ш.А. Амонашвили, Л.В. Занков, В.В. Давыдов ...