Классификация диагностического инструментария

Существует ряд классификаций диагностических средств, данная классификация базируется на делении исследовательского метода на неэкспериментальный (описательный) и экспериментальный, с выделением в рамках последнего особого психодиагностического метода (Бурлачук). Он конкретизируется автором в трех основных диагностических подходах объективный, субъективный и проективный методы.

Рассматривая конкретные методики и приемы диагностики проявлений человеческой индивидуальности, автор предлагает традиционное деление на два типа методик: тесты интеллекта и методики для диагностики собственно личностных особенностей.

Первые рассматриваются как тесты общих способностей (диагностика уровня интеллектуального развития), тесты специальных способностей (измерение уровня развития отдельных сторон интеллекта и психомоторных функций, обеспечивающих эффективность в конкретных, узких областях деятельности).

Личностные методики условно подразделяются автором на тесты действия (целевые личностные тесты, которые предполагают какие-либо перцептивные действий по обнаружению замаскированных фигур) и ситуационные тесты (в которых испытуемый помещается в какую-нибудь жизненную ситуацию).

Каждый из предлагаемых автором подходов определяет группу однородных, близких друг к другу методик.

Объективный подход, в котором диагностика осуществляется на основе успешности, результативности и/или способа (особенностей) выполнения деятельности, включает в себя:

— тесты интеллекта;

— тесты специальных способностей;

— тесты личности (объективные);

— тесты достижений.

Субъективный подход как оценка сведений, сообщаемых о себе, самоописание (самооценивание) особенностей личности, состояния, поведения в тех или иных ситуациях базируется на:

— личностных опросниках;

— опросниках настроения и состояния;

— опросниках-анкетах.

Проективный метод (анализ особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, безличным материалом, становящимся в силу его неопределенности объектом проекции) включает в себя:

— моторно-экспрессивные методики;

— перцептивно-структурные методики;

– апперцептивно-динамические методики.


Знания и свобода поведения
В психологии принято, что ученый не сообщает своих теоретических предпосылок субъекту до или в ходе исследования. Исследование Rosenthal (1966) показало, что самые легчайшие намеки относительно ожиданий экспериментатора могут изменить поведение субъекта. Поэтому в соответствии с научными стандартами для проведения исследований нам требу ...

Характеристика методов исследования
Тестирование (англ. test - испытание, проверка) - экспериментальный метод психодиагностики, применяемый в эмпирических социологических исследованиях, а также метод измерения и оценки различных психологических качеств и состояний индивида. Тесты позволяют дать оценку индивида в соответствии с поставленной целью исследования; обеспечиваю ...

Приемы психологической саморегуляции, направленные на поддержание положительных психических состояний воинов
Существует много приемов, помогающих военнослужащим адекватно реагировать на боевую обстановку и успешно выполнять стоящие перед ними задачи. К ним относят различные приемы психической саморегуляции, такие как идеомоторная тренировка, а также созданные на ее основе ситуативно-образная психорегулирующая тренировка, индивидуальный психофи ...