Характеристика проективных методик
Страница 2

Эти методики прежде всего характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный, как психометрические тесты. И поэтому еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности.

В некоторых методиках разработаны параллельные формы (Метод чернильных пятен Хольцмана), как пример решения проблемы надежности. Существуют подходы и к решению проблемы валидности проективных методик.

Можно выделить несколько характеристик, описывающих специфику проективных методик:

Неоднозначность предлагаемого стимульного материала или инструкции. Испытуемый наделяет объективно бессмысленный материал тем смыслом, который близок ему. Так, мать, недавно поссорившаяся с дочерью и переживающая это, на размытой картинке вероятней всего увидит близкую к этому ситуацию. При этом очевидно, что стимульный материал не должен быть безразличен испытуемому: нашей героине было бы бесполезно предлагать проинтерпретировать карточку, на которой изображены, например, работающие строители.

Отсутствие оценки со стороны экспериментатора и, вследствии неопределенности материала, невозможность оценить свои действия как «правильные» или «неправильные». Испытуемый оказывается свободным от необходимости соответствовать требованиям социума, экспериментатора, даже своим собственным, что приводит к бóльшей его открытости и создает необходимые условия для возникновения механизма проекции.

Направленность на целостное изучение личности. Проективные методики не описывают какую-то отдельную функцию личности, потому их нельзя, подобно тестам, разделить на исследующие мотивационную или, например, интеллектуальную, сферу. Хотя некоторые современные варианты, модификации оригинальных методик претендуют на это в связи с тем, что изучать личность в целом не всегда представляется необходимым.

Наряду с указанными ранее достоинствами, которыми обладают проективные методики, есть у них и свои минусы. В числе первых стоит недостаточная стандартизованность данного типа исследований. Качество и содержание интерпретации методики во многом зависят от профессионализма психодиагноста, от концепции, лежащей в основе его интерпретации.

Вызывает сомнение и надежность информации, полученной таким образом. Проективные методики ориентированы на качественную, а не на количественную оценку; они могут показать отклонение от нормы, но о величине этого отклонения почти никогда не смогут сказать что-либо конкретное. Поэтому для повышения достоверности результатов диагностики необходимо сочетать данный метод с тестовым, позволяющим получить более четкие и строгие данные.

Страницы: 1 2 


Исследование зависимости изменения когнитивных возможностей в среднем возрасте от специфики профессиональной деятельности
Нами было проведено исследование 15 человек среднего возраста, цельюкоторого стало изучение зависимости уровня когнитивных возможностей у людей среднего возраста от преобладания умственного труда в профессиональной деятельности. Была исследована группа сотрудников торгового предприятия в возрасте от 40 до 55 лет, в которую входили 9 му ...

Психологические особенности застенчивых людей
Развитие психики в онтогенезе - процесс эволюции способов взаимодействия индивида с окружающей средой. В настоящее время можно говорить о том, что противоположности в ориентации или на врожденное, или на выученное (monada - tabula rasa) снимаются в таком понятии развития, в котором оно рассматривается как процесс, приводящий к изменения ...

Основные формы развития индивидуальности
Каждая из групп человеческих свойств выступает открытой внешнему миру, общественной жизни, созданной людьми в их общественном развитии, искусственной среде обитания, географической среде в биогеносфере в целом, Вселенной. В постоянном, активном взаимодействии человека с миром, природой осуществляется индивидуальное развитие человека. В ...