Внимание как психолого-педагогическая проблема. Понятие внимания, подходы к его исследованию
Страница 2

Статьи по психологии » Изучение внимания детей младшего школьного возраста » Внимание как психолого-педагогическая проблема. Понятие внимания, подходы к его исследованию

С первого года обучения учитель приучает школьника быть внимательным, тренирует детей во внешнем проявлении внимания. «Смотрите все на меня», «Сядьте, как следует» - подобные обращения целесообразны, но увлекаться особенно такой тренировкой не следует, так как отдельные ученики невольно привыкают только к внешнему выражению внимания. В этих случаях поза, сосредоточенное выражение лица ученика не соответствует действительному состоянию его внимания – мысли ученика могут быть далеко от того, что происходит в классе. Ученик симулирует внимание. Заученная поза и выражение лица школьника нередко вводят в заблуждение учителя. У такого ученика воспитывается привычка на уроке внешне выражать состояние внимания, а на самом деле он невнимателен к тому, что происходит в классе. Эта привычка мешает ученику в учебной работе.

Внимание в значительной мере определяет ход и результаты учебной работы школьника. Оно содействует быстрейшему включению ученика в познавательную деятельность, создает предварительную готовность к предстоящей работе.[2]

П. Я. Гальперин также связывал внимание с деятельностью, считая, что внимание выполняет функцию контроля над ее протеканием. При этом он подчеркивал, что связи внимания и контроля становится не только умственным, но и сокращенным. Говоря о различиях в процессе контроля при непроизвольном и произвольном внимании, Гальперин подчеркивал, что при непроизвольном внимании контролируются объекты и ситуации, которые бросаются в глаза. Поэтому контроль происходит не по заранее намеченному плану, но стихийно, а его протекание диктуется свойствами объектов, на которые он обращен. Произвольное внимание связано с планомерным контролем, наличие плана позволяет вести контроль, а вместе с тем и направлять внимание на то, на что мы хотим его направить. [1]

Физиологической основой внимания является механизм взаимодействия основных нервных процессов – торможения и возбуждения, протекающих в коре головного мозга. При внимании в поле ясного осознавания выделяется предмет (объект) из множества других предметов, окружающих человека, а другие предметы не находятся в поле ясного осознавания, представляя собой общий фон восприятия. Физиологически это значит, что возбуждаются одни нервные центры и тормозятся другие, действует установленный И. П. Павловым закон индукции нервных процессов, согласно которому процессы возбуждения, возникающие в одних участках коря головного мозга, вызывают процессы торможения других участков мозга.

Часто внимание выступает как ориентировочно-исследовательская деятельность. Вы идете по саду. Сумерки. Что-то упало на землю. Вы выделили этот сигнал и решаете для себя вопрос: что такое? (Павлов назвал это ориентировочным рефлексом, который возникает на все новое, неизвестное.) Сейчас же организуется внешняя ориентировочно-исследовательская деятельность, которая создает условия для лучшего восприятия и исследования предмета.

Образовавшийся центр возбуждения доминирует (господствует, преобладает) над всеми другими, и его называют доминантой (или оптимальным очагом возбуждения), а остальные участки мозга по закону индукции заторможены. Этим создаются такие условия, при которых устраняется влияние посторонних раздражителей, так как их сигналы попадают на заторможенные участки коры головного мозга. Очаг оптимального возбуждения перемещается по коре головного мозга, что создает условия для лучшего познания и изучения предмета.[2]

И. П. Павлов прибегал к образному сравнению для того, чтобы объяснить этот сложный процесс: «Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидали бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью».[3]

Это «светлее пятно» соответствует оптимальному очагу возбуждения, а «затененное» - участкам, находящимся в заторможенном состоянии. Очаг оптимального возбуждения коры головного мозга находится в состоянии движения и перемещения.

В участках коры головного мозга, находящихся в состоянии оптимального возбуждения, создаются наиболее благоприятные условия, обеспечивающие наилучшее протекание познавательной и творческой деятельности, ее продуктивность. Установлено, что наилучшее внимание в процессе мыслительной деятельности осуществляется в обстановке, когда, помимо основного раздражителя (создающего оптимальный очаг возбуждения в коре), действуют еще и слабые побочные раздражители, которые обычно усиливают действие основного раздражителя. Это объясняется тем, что для создания рабочего оптимального очага возбуждения большой интенсивности, действующий господствующий раздражитель оказывается недостаточным и усиление его идет через побочные раздражители. И. М. Сеченов пришел к выводу, что абсолютная, «мертвая» тишина не повышает, а снижает эффект умственной работы, так как сосредоточить внимание на работе становится очень трудно. Он приводит пример: в одной крупной библиотеке создали комнаты для научной работы. В эти комнаты не проникали никакие посторонние звуки извне, а звуки, возникающие в самой комнате, поглощались. Стояла абсолютная тишина. В этих комнатах никто продуктивно работать не мог – постепенно у людей возникало сонливое состояние – торможение.

Страницы: 1 2 3


Понятие об ощущениях. Классификация ощущений. Общие закономерности ощущений
Ощущения есть отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент. Физиологическая основа ощущений – сложная деятельность органов чувств. И.П.Павлов назвал эту деятельность анализаторной, а системы клеток, наиболее сложно организован ...

Качества зависимой личности, способствующие наркотизации
Наркозависимость отражает лишь одну из форм зависимостей, становление которой происходит на базе качеств зависимой личности. Подавляющее большинство специалистов, изучающих наркоманию, алкоголизм, никотинизм и иные формы зависимого поведения, сходятся во мнении о том, что в основе подобного поведения лежат личностные особенности, в сил ...

Сущность и развитие межличностных отношений в группах
Вступая в общение и взаимодействие внутри данной группы, люди обнаруживают свои отношения друг к другу, которые основываются на двоякого рода связях. В одном случае взаимодействие может базироваться на непосредственных отношениях между людьми: симпатии или антипатии; податливости к воздействию другого или других людей или устойчивости к ...