Нервной деятельности
Страница 2

Типы темперамента » Нервной деятельности

Сила процесса торможения, выполняю­щая в типологии Павлова скорее второстепенную роль, понимается как функциональная работоспо­собность нервной системы при реализации торможе­ния, причем речь идет об условном, выработанном в результате обучения торможении, в отличие от безусловного торможения. Взгляды Павлова отно­сительно силы процесса торможения не были точны и последовательны, что, вероятно, было причиной , сравнительно небольшого числа исследований этого свойства нервной системы. Как правило, ее пытались определять лишь тогда, когда возникала необходимость охарактеризовать индивида с точки зрения уравновешенности нервных процессов по их силе.

Сила процесса торможения проявляется в способ­ности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как угасание, дифференцировка или запаздывание. Сущность процесса торможения еще не полностью выяснена, однако, рассматривая это яв­ление с точки зрения поведения индивида, можно сказать, что сила процесса торможения всегда прояв­ляется там, где имеют место запреты, воздержание от определенных действий или отсрочка реакции. Чем адекватнее реакция в таких ситуациях, тем большей выносливостью относительно торможения обладает нервная система и, таким образом, тем сильнее процесс торможения'.

В жизни людей часто возникает необходимость торможения сильных возбуждений, чтобы осущест­вить реакции на другие интенсивные раздражители окружающей среды, “и нервные клетки должны выносить эти чрезвычайные напряжения своей дея­тельности. Отсюда же вытекает и важность равнове­сия, равенства силы обоих нервных процессов”. Го­воря об уравновешенности нервных процессов, И. П. Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов решает, является ли данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу дру­гого. Чтобы определить уравновешенность нервных процессов, И. П. Павлов, сравнивал результаты исследований силы процесса возбуждения с резуль­татами опытов по определению силы процесса тор­можения.

Позднее других было открыто третье свойство нервной системы, каковым, по Павлову, является подвижность нервных процессов. Сущность под­вижности, считал он, состоит в быстроте перехода одного нервного процесса в другой, “оба процесса должны, так сказать, поспевать за этими колеба­ниями, т. е. должны обладать высокой подвижностью, способностью быстро, по требованию внешних усло­вий, уступать место, давать преимущество одному раздражению перед другим, раздражению перед торможением и обратно”.

Подвижность нервных процессов проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися стимульными ситуациями (условиями жизни). Поэтому мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к ак­тивному, и наоборот. Противоположностью подвиж­ности является инертность нервных процессов. Нерв­ная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому. По мнению И. П. Павлова, нарушения подвижности нервных процессов могут приводить либо к патологической инертности, либо к патологической неустойчивости. Это как бы крайние полюсы подвижности нервной системы.

Указанные свойства нервных процессов образуют определенные системы, комбинации; таким образом, получается так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. Он складывается из характерной для отдельных инди­видов совокупности основных свойств нервной сис­темы — силы, уравновешенности и подвижности про­цессов возбуждения и торможения. И. П. Павлов выделил четыре основных типа нервной системы, близких к традиционной типологии- Гиппократа — Галена. В своей типологии он основывался, прежде всего, на силе нервных процессов, различая сильные и слабые типы. Дальнейшим основанием деления служит уравновешенность нервных процессов, но только для сильных типов, которые делятся на уравновешенных и неуравновешенных, причем не­уравновешенный тип характеризуется преобладани­ем возбуждения над торможением. Наконец, сильные уравновешенные типы делятся на подвижных и инертных, когда основанием деления является подвижность нервных процессов. Эта схема иллюстрируюет павловское деление на четыре типа нервной системы.

Страницы: 1 2 3 4


Аспирантура и мотивация учебной деятельности. Понятия аспирантуры и аспиранта. Проблема защищаемости
Для более полного представления об аспирантах и аспирантуре приводится расшифровка этих понятий, взятая из информационного листка для поступающего в аспирантуру (прил. 1). Аспирантура (от латинского aspiro – стремлюсь, стараюсь приблизиться) – основная форма подготовки научно-педагогических кадров при высших учебных заведениях или науч ...

Роль семейного воспитания в психологическом развитии детей младшего школьного возраста. Общение как источник психологического развития личности
“Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной: включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия восприятия и понимания партнера” [44с.134]. Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится л ...

Социометрический статус
Социометрия — это и психологическая теория общения и внутригрупповых отношений, и одновременно метод, применяемый для оценки межличностных отношений. Американский психолог Джекоб Морено, разработавший всемирно известную теорию социометрии, полагал, что психологическая комфортность и психическое здоровье человека зависят от его положения ...