Фикционный финализм

По убеждению Адлера, все, что мы делаем в жизни, и но нашим стремлением к превосходству. Цель этого стремления — достичь совершенства, полноты и целостности в нашей жизни. Адлер полагал, что эта универсальная мотивационная тенденция принимает конкретную форму в стремления к субъективно понимаемой определяющей цели. Чтобы оценить эти рассуждения, необходимо рассмотреть адлеровскую концепцию фикционного финализма — идею о том, что поведение индивидуума подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего.

Адлер развивал мысль о том, что наши основные цели (те цели, которые определяют направление нашей жизни и ее назначение) представляют собой фиктивные цели, соотнесенность которых с реальностью невозможно ни проверить, ни подтвердить. Некоторые люди, например, могут выстраивать свою жизнь, исходя в представления о том, что напряженная работа и чуть-чуть удачи помогают достичь почти всего. С точки зрения Адлера, это утверждение — просто фикция, тому что многие, кто напряженно работают, не получают ничего из того, что они заслуживают. Другой пример фикции, оказывающей огромное влияние на бессчетное число людей, — вера в то, что Бог вознаградит их на небесах за то, что ни жили на земле праведной жизнью. Саму веру в Бога и загробную жизнь можно считать по большому счету фикцией, поскольку не существует эмпирического или логического доказательства его существования. Тем не менее, подобные утверждения реальны для тех, кто принимает религиозную систему верований. Другими примерами фиктивных убеждений, способных оказывать влияние на ход нашей жизни, служат следующие: "Честность — лучшая политика", "Все люди созданы равными", "Мужчины стоят выше женщин".

По Адлеру, стремление индивидуума к превосходству управляется выбранной и фиктивной целью. Он также полагал, что превосходство как фиктивная цель является результатом самостоятельно принятого решения; эта цель сформирована собственной творческой силой индивидуума, что делает ее индивидуально-уникальной. Таким образом, стремление к превосходству как к фиктивной цели, явись субъективно понимаемым идеалом, имеет огромное значение. Когда фиктивная цель индивидуума известна, все последующие действия наполняются смыслом, и его "история жизни" приобретает дополнительное объяснение.

Хотя фиктивные цели не имеют аналогов в реальности, они часто помогают и более эффективно разрешать жизненные проблемы. Адлер настаивал на том, что если подобные цели не выполняют функции ориентира в повседневной жизни, их следует или изменить, или отбросить. То, что фикция может быть полезней, звучит странно, но один пример прояснит этот вопрос. Женщина-врач стремившая достичь более высокого профессионального уровня, по сравнению со своими коллегами. Но превосходство не имеет четких границ. Она всегда может знать еще что-то новое по своей специальности. Конечно, она может больше посвящать чтению медицинских журналов. Кроме того, она может углубить свои знания, посещая заседания профессиональных обществ и медицинские семинары. Но конечной цели - достижения превосходства она никогда, в сущности, не достигнет в полной мере. Тем не менее, ее стремление достичь самого высокого профессионального уровня является полезным и здоровым. И она, и ее пациенты, скорее всего, извлекут выгоду из этого стремления.

В заключение следует сказать, что концепция фикционного финализма показывает, какое значение придавал Адлер телеологическому или ориентированной на цель подходу к проблеме мотивации человека. В его понимании, на личность большее влияние оказывают субъективные ожидания того, что может произойти, чем прошлый опыт. Наше поведение направляется осознанием фиктивной жизненной цели. Эта цель существует не в будущем, а в нашем актуальном восприятии будущего. Хотя фиктивных целей объективно не существует, они, тем не" нее, оказывают колоссальное влияние на наше стремление к превосходству, совершенству и целостности.


Роль семьи в развитии общения
Рассматривая вопросы преемственности семейного и общественного воспитания, Е.Е. Кравцова показала роль семьи на каждом из этапов детского онтогенеза [19]. С точки зрения Е.Е. Кравцовой роль семьи в развитии ребенка связывается со смысловой сферой ребенка, в то время как образовательные учреждения создают условия для овладения культурным ...

Психологические воззрения Альгазена
Ибн аль-Хайсам (Абу Али Мохамед ибн ал-Хасан ибн ал-Хайсам), или Альгазен - арабский ученый, врач и психолог, внесший ряд важных новых идей в разработку проблемы психофизиологии восприятия, создатель психофизиологического учения о зрении. Ибн аль-Хайсам родился в Басре (ныне на территории Ирака) в 965 году. Большую часть жизни прожил в ...

История и современное состояние психологии мотивацион. процессов
Проблема мотивации поведения человека привлекала внимание ученых с незапамятных времен. 1. Большинство научных подходов располагалось между двумя философскими течениями: рационализмом и иррационализмом. Рационализм - человек представляет собой уникальное существо особого рода, не имеющее ничего общего с животными. Только человек надел ...