Введение

Проблема развития рефлексии является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках зарубежных и отечественных психологических исследований. Изучение структуры рефлексии, динамики ее развития представляет большой интерес, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности.

Мир рефлексии разнообразен, богат и индивидуален у каждого человека. Способность рефлексии дает возможность человеку формировать образ и смысл жизни, действий. Важнейшей особенностью рефлексии является способность управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами, формирование и переключение на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, задачами деятельности.

Развитие рефлексии в подростковом возрасте наиболее актуально. В связи с переходом от детства к юности в подростковом возрасте происходят изменения связанные с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности, системы взаимоотношений, формировании организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Для того чтобы он смог понять себя, свое внутреннее состояние, чувства, переживания, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир, общение, которое занимает огромное место в жизни подростка, ему необходимо развивать рефлексию.

Теоретической основой работы послужили исследования как отечественных авторов – Г.П.Щедровицкого, С.А.Рубинштейна, Л.И.Божович, А.С.Шарова, А.А.Тюкова и других, так и зарубежных – Дж.Локка, А.Буземана и других.

Объектом нашего исследования является коммуникативные способности подростков в образовательном процессе.

А предметом исследования является: влияние рефлексии на коммуникативные способности подростка.

Цель исследования: выявление связи между уровнем развития рефлексии и коммуникативными способностями подростка.

Исходя из цели исследования, мы поставили следующие задачи:

1) Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.

2) Подбор научно обоснованных методик исследования способствующих определению уровня рефлексии и коммуникативных склонностей личности.

3) Провести экспериментальное исследование влияния уровня развития рефлексии на коммуникативные способности подростка.

4) Разработать рекомендации по развитию рефлексии у подростков.

Гипотеза: Мы предполагаем, что в подростковом возрасте уровень развития рефлексии влияет на развитие коммуникативных способностей подростка.

Методы исследования:

- Теоретический анализ психолого-педагогической литературы

- Наблюдение

- Тестирование

- Эксперимент

- Статистический метод

Практическая значимость работы определяется использованием разработанных рекомендаций для педагога-психолога направленных на развитие рефлексии у подростков.


Эмпирическое исследование личностно – эмоциональных особенностей детей разведенных родителей. Организация и методы исследования
Целью данного исследования является определение восприятия родительского отношения в формировании личностно – эмоциональных особенностей детей разведенных родителей и детей из полных семей. Гипотезой стало предположение: восприятие родительского отношения, отношение и чувства к родителям, а также эмоционально-личностные особенности д ...

Приложения
Приложение 1 Требованиями современного санитарного законодательства по применению компьютерной техники на занятиях в начальной школе. В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и орг ...

Анализ и интерпретация результатов
Объект исследования составили здоровые дети и взрослые. Дети в возрасте от 12 до 18 Взрослые - от 24 до 50 1.Исследование избирательности внимания После проведения данного теста я получила следующие результаты: Взрослые: Испытуемый Кол-во слов Время Балл Уровень избирательности внимания 1 25 85 сек 17 ...