Развитие руководителя через своих подчиненных
Страница 1

Статьи по психологии » Психологические требования к руководителю » Развитие руководителя через своих подчиненных

Совместная деятельность людей создает мир человеческих отношений. Именно в совместной деятельности людей возникают отношения взаимной ответственности осознается значимость индивидуальности.

В индивидуальности каждого человека заложен основной потенциал саморазвития деятельности, отношений, а значит, и самого человека. Поэтому природа сделала, чтобы люди были разными. В различии людей – источник саморазвития людей, общества.

Изучать человека – значит изучать его свойства: направленность, способности, характер и темперамент, а также условия и факторы, определяющие их особенности. Все эти свойства проявляются только в деятельности. Их познание возможно через изучение психологической структуры деятельности: мотивов, целей, способов и результатов действий при решении конкретных задач в определенных условиях.

Руководитель, работая в коллективе, должен изучать каждого человека. Большое значение играет направленность личности. Она есть совокупность устойчивых мотивов и целей, которые ориентируют деятельность человека и являются относительно независимыми от той или иной ситуации. Центральной проблемой направленности личности является проблема мотива.

По мере роста социальных контактов у человека появляется новое качество – желание, стремление быть признанным другими, утверждать себя среди людей. Чем выше уровень социального признания, тем выше уровень социальной защищенности, социально-психологического комфорта, социальной свободы и возможности реализовать свой творческий потенциал.

В совместной деятельности человек через познание других людей познает самого себя, т. е. через отношение к нему других людей, анализ результатов собственной деятельности и деятельности окружающих, сравнение своих оценок с оценками других людей. В итоге происходит «второе рождение личности», формирование самосознания, главными функциями которого являются: познание себя, усовершенствование себя, поиск смысла жизни.

По объекту мотивы различаются: мотивы «на себя», мотивы «на дело» и мотивы «на других людей». По отношению к цели мотивы бывают: «мотивы достижения цели», «мотивы избегания неудач».

Таким образом, при изучении подчиненных, познании самого себя руководителю важно определить уровень сформированности и содержание мотивационно-ценностных ориентаций, поскольку именно это во многом предопределяет поступки, социальную позицию, ценность человека.

Изучение руководителем типичных ситуационных мотивов («Почему ты поступил так в этой ситуации?») в разных ситуациях – ключ к определению мотивационно-ценностных ориентаций, мотивов личностного смысла. На формирование мотивов личностного смысла, их иерархию существенное влияние оказывают: частота их актуализации, подкрепление актуализации положительной эмоцией, прежде всего связанной с достижением результата деятельности.

В комплексе индивидуально-психологических свойств личности важное место занимают способности. Социальное признание и успех приходит к человеку тогда, когда он сумел реализовать себя в той общественно значимой деятельности, к которой он более предрасположен.

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности с заданной эффективностью.

Руководитель должен знать и изучать способности подчиненного, так как они обнаруживаются в деятельности. Их основными показателями являются: быстрота, прочность и легкость освоения деятельности при прочих равных условиях.

При осуществлении руководства подчиненными необходимо развивать у них профессиональную мотивацию (ценностные ориентации); при организации деятельности создать условия для проявления у персонала творчества, инициативы; развивать интересы, стремление подчиненных повышать свою вооруженность способами деятельности в различных сферах; совершенствовать систему стимулирования честного, качественного труда; формировать у персонала психологическую структуру профессиональной деятельности.

Каждый руководитель является по совместительству преподавателем, который постоянно развивает людей. Исходным материалом для обучения становятся текущие производственные вопросы. «Никто не ожидает обнаружить у менеджеров навыки профессиональных преподавателей, но зато они обладают одним уникальным преимуществом в обучении: все, что происходит на работе, реально. Подлинное развитие должно находить отражение в росте каждодневной производительности. И старший по должности из присутствующих может внести очень важный вклад в это»[6].

Страницы: 1 2 3 4


Коэффициент корреляции «τ» Кендалла
Коэффициент корреляции «τ» (тау) Кендалла относится к числу непараметрических, т.е. при вычислении этого коэффициента не играет роли характер распределения сравниваемых переменных. Коэффициент «τ» предназначен для работы с данными, полученными в ранговой шкале. Иногда этот коэффициент можно использовать вместо коэффициента кор ...

Обработка эмпирических данных математическими методами. Обработка эмпирических данных для группы А
В группе А были получены следующие результаты: (5+5+7+6); (5+5+6+6); (5+5+7+8); (4+4+6+6); (4+5+7+7); (5+4+8+7); (5+5+8+8); (5+3+6+5); (4+3+6+7); (4+5+7+7); (5+5+8+5); (4+4+6+6); (5+4+8+7); (4+4+7+6); (3+5+5+5). Посчитаем общий балл: 23+22+25+20+23+24+26+19+20+23+23+20+24+21+18=331 Балл, полученный испытуемыми в испытаниях, примем ...

Физиологические основы восприятия
Для того чтобы мы осознали какой – либо элемент окружающей действительности, нужно, чтобы исходящая от него энергия (тепловая, химическая, механическая, электрическая или электромагнитная) прежде всего была достаточной, чтобы стать стимулом, то есть возбудить какой-либо из наших рецепторов. Только тогда, когда в нервных окончаниях одног ...