Развитие руководителя через своих подчиненных
Страница 1

Статьи по психологии » Психологические требования к руководителю » Развитие руководителя через своих подчиненных

Совместная деятельность людей создает мир человеческих отношений. Именно в совместной деятельности людей возникают отношения взаимной ответственности осознается значимость индивидуальности.

В индивидуальности каждого человека заложен основной потенциал саморазвития деятельности, отношений, а значит, и самого человека. Поэтому природа сделала, чтобы люди были разными. В различии людей – источник саморазвития людей, общества.

Изучать человека – значит изучать его свойства: направленность, способности, характер и темперамент, а также условия и факторы, определяющие их особенности. Все эти свойства проявляются только в деятельности. Их познание возможно через изучение психологической структуры деятельности: мотивов, целей, способов и результатов действий при решении конкретных задач в определенных условиях.

Руководитель, работая в коллективе, должен изучать каждого человека. Большое значение играет направленность личности. Она есть совокупность устойчивых мотивов и целей, которые ориентируют деятельность человека и являются относительно независимыми от той или иной ситуации. Центральной проблемой направленности личности является проблема мотива.

По мере роста социальных контактов у человека появляется новое качество – желание, стремление быть признанным другими, утверждать себя среди людей. Чем выше уровень социального признания, тем выше уровень социальной защищенности, социально-психологического комфорта, социальной свободы и возможности реализовать свой творческий потенциал.

В совместной деятельности человек через познание других людей познает самого себя, т. е. через отношение к нему других людей, анализ результатов собственной деятельности и деятельности окружающих, сравнение своих оценок с оценками других людей. В итоге происходит «второе рождение личности», формирование самосознания, главными функциями которого являются: познание себя, усовершенствование себя, поиск смысла жизни.

По объекту мотивы различаются: мотивы «на себя», мотивы «на дело» и мотивы «на других людей». По отношению к цели мотивы бывают: «мотивы достижения цели», «мотивы избегания неудач».

Таким образом, при изучении подчиненных, познании самого себя руководителю важно определить уровень сформированности и содержание мотивационно-ценностных ориентаций, поскольку именно это во многом предопределяет поступки, социальную позицию, ценность человека.

Изучение руководителем типичных ситуационных мотивов («Почему ты поступил так в этой ситуации?») в разных ситуациях – ключ к определению мотивационно-ценностных ориентаций, мотивов личностного смысла. На формирование мотивов личностного смысла, их иерархию существенное влияние оказывают: частота их актуализации, подкрепление актуализации положительной эмоцией, прежде всего связанной с достижением результата деятельности.

В комплексе индивидуально-психологических свойств личности важное место занимают способности. Социальное признание и успех приходит к человеку тогда, когда он сумел реализовать себя в той общественно значимой деятельности, к которой он более предрасположен.

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности с заданной эффективностью.

Руководитель должен знать и изучать способности подчиненного, так как они обнаруживаются в деятельности. Их основными показателями являются: быстрота, прочность и легкость освоения деятельности при прочих равных условиях.

При осуществлении руководства подчиненными необходимо развивать у них профессиональную мотивацию (ценностные ориентации); при организации деятельности создать условия для проявления у персонала творчества, инициативы; развивать интересы, стремление подчиненных повышать свою вооруженность способами деятельности в различных сферах; совершенствовать систему стимулирования честного, качественного труда; формировать у персонала психологическую структуру профессиональной деятельности.

Каждый руководитель является по совместительству преподавателем, который постоянно развивает людей. Исходным материалом для обучения становятся текущие производственные вопросы. «Никто не ожидает обнаружить у менеджеров навыки профессиональных преподавателей, но зато они обладают одним уникальным преимуществом в обучении: все, что происходит на работе, реально. Подлинное развитие должно находить отражение в росте каждодневной производительности. И старший по должности из присутствующих может внести очень важный вклад в это»[6].

Страницы: 1 2 3 4


Межличностный конфликт, его структура, динамика, функции
Межличностные конфликты представляют собой столкновения интересов двух людей. Социал. Y сосредотачивает свое внимание на 2 вопросах: 1) на анализе вторичных соц.-психологич. аспектов в каждом конфликте (осознание конфликта его участниками); 2) на выделении частного класса конфликтов, порождаемых специфич. соц.-психологич. факторами. Для ...

Развитие внимания
Вместе с тем известно, что в возрасте 41-46 лет наивысшего уровня развития достигает функция внимания. И несмотря на то что в это же время отмечается один из самых низких уровней функций памяти, люди, достигшие данного возраста, обладают наилучшими возможностями для активного обучения и самообразования, сохраняют потенциальные возможнос ...

Анализ феноменов коммуникаций в деловых формах общения.
Прежде чем перейти к анализу коммуникативных барьеров и конфликтов в общении, необходимо осветить понятийный аппарат форм делового общения. Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. ...