Развитие руководителя через своих подчиненныхСтраница 2
Руководитель должен создать благоприятную среду для личного роста, уметь оценить индивидуальные потребности, уметь консультировать и извлекать уроки из опыта работы.
Правильная обстановка создается частично поведением самого руководителя. Работники внимательно наблюдают за ним и пытаются определить, что именно он поощряет и ценит, а что наоборот отвергает и за что наказывает. У руководителей есть свое мнение по большинству вопросов деловой жизни, и подчиненные тщательно учитывают их взгляды. www.transportway.ru
Хорошие менеджеры глубоко воздействуют на высвобождение и направление человеческой энергии. В их обязанности входит также уяснение возможностей каждого отдельного работника и поиск подходящих средств для их раскрытия.
Для этого руководитель должен учитывать темперамент человека, т. к. «он является малоизменяемой в процессе жизни характеристикой нервной системы, соотношение процессов возбуждения и торможения. Это соотношение порождает три основных свойства нервной системы – силу, уравновешенность, подвижность»[7].
Для того чтобы познать индивидуальные особенности человека, важно правильно изучать все его психологические характеристики.
Изучение должно основываться на определенной программе. Программа изучения индивидуальных особенностей сотрудника – это обоснованное предположение о том, какие личностные особенности подчиненного больше всего интересуют руководителя и в связи с чем, а также по каким признакам и как их можно достоверно определить.
Психологически оправданная программа изучения личностных особенностей заключается в последовательном обосновании ее основных элементов:
1. Уяснение проблемы, выбор объекта, предмета изучения.
2. Определение цели и задачи изучения.
3. Системный или системно-функциональный анализ предмета изучения.
4. Построение методики изучения индивидуальных способностей.
5. Выдвижение и проверка гипотез.
В каждой конкретной методике используются определенные методы.
Психодиагностика для управленческого руководителя в его практической деятельности имеет очень важное значение.
Достигнутый уровень различия человека воплощается в характере, который формируется и проявляется в процессе деятельности. Руководитель должен изучить характер каждого подчиненного – это значит, что он изучает типичные способы поведения человека в разных ситуациях. Дать характеристику – значит проанализировать способы его поведения в четырех основных сферах отношений:
• по отношению человека к событиям можно выделить черты характера: оптимист (пессимист), убежденный (сомневающийся), принципиальный, гуманист;
• по отношению к другим людям: общительный (замкнутый), правдивый (лживый), тактичный (грубый);
• по отношению к деятельности: ответственный (недобросовестный), бережливый, аккуратный;
• по отношению к себе: скромный, самокритичный и т. д.
Зная черты характера сотрудника, руководитель может прогнозировать его поведение в различных ситуациях.
Необходимо отметить, что отчужденность между руководителем и подчиненными порождает служебную пассивность.
На деформацию линии морально ответственного, нравственно устойчивого поведения сотрудников в процессе служебной деятельности влияет ряд негативных факторов внутреннего и внешнего порядка, которые и должны быть под контролем руководителя.
В настоящее время в сложных общественно-политических, экономических и социальных условиях особое значение приобретает вопрос о формировании и укреплении ядра руководящих кадров.
Большое значение имеют характеристики личности руководителя, психологическая структура мотивации.
Профессионализм руководителя напрямую связан с его компетентностью. Как показывает практика, даже самые обширные и глубокие знания могут оставаться мертвым капиталом без умения реализовывать их в процессе рационально организованного труда самого руководителя и возглавляемого им коллектива. Но не стоит забывать, что полученные в вузе знания имеют тенденцию устаревать. Узкая специализация зачастую оказывается тормозящим началом в управленческой деятельности, тем более, что узкие специальные знания и опыт без соответствующей системы поддержания (повышения квалификации) достаточно быстро обесцениваются. Согласно классической точки зрения, руководителю для успешного исполнения управленческой функции достаточно обладать в смежных областях базовой подготовкой, которую он должен получить в процессе повышения квалификации в соответствующих учебных заведениях или в процессе самоподготовки. Личностные качества, кругозор, а также уровень образования руководителя подвержены изменениям параллельно изменениям уровня развития общества и должны соответствовать требованиям времени.
Исследование устойчивости внимания
Для данного исследования мы использовали методику "Переплетенные линии". Методика проводилась по двум группам испытуемых.
Цель: исследование устойчивости внимания.
Задача: выявление уровня устойчивости внимания.
Результаты исследования:
Проведенное нами исследование показало, что в одной группе испытуемых из 15 человек выс ...
Науч. сис-ма методов и приемов постановки психол. Диагноза
Психологический диагноз - основная цель псих. диагност.; конечный рез-т Д-ти психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-у-ких особ-тей Л-ти с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего 1-я и разработки рекомендаций. Предмет псих. диагн.- установление индивид.-у-ких различий как в норме, так и ...
Конфликт в молодой семье - его сущность, структура, виды и причины возникновения
Анализ научной литературы свидетельствует, что семей без конфликтов практически не бывает, в особенности это относится к молодым семьям. Человек находится в постоянном конфликте даже с самим собой. Конфликты существенно различаются в разных семьях по характеру и частоте, а главное, по умению супругов их разрешать, по культуре поведения ...