Развитие руководителя через своих подчиненных
Страница 2

Статьи по психологии » Психологические требования к руководителю » Развитие руководителя через своих подчиненных

Руководитель должен создать благоприятную среду для личного роста, уметь оценить индивидуальные потребности, уметь консультировать и извлекать уроки из опыта работы.

Правильная обстановка создается частично поведением самого руководителя. Работники внимательно наблюдают за ним и пытаются определить, что именно он поощряет и ценит, а что наоборот отвергает и за что наказывает. У руководителей есть свое мнение по большинству вопросов деловой жизни, и подчиненные тщательно учитывают их взгляды. www.transportway.ru

Хорошие менеджеры глубоко воздействуют на высвобождение и направление человеческой энергии. В их обязанности входит также уяснение возможностей каждого отдельного работника и поиск подходящих средств для их раскрытия.

Для этого руководитель должен учитывать темперамент человека, т. к. «он является малоизменяемой в процессе жизни характеристикой нервной системы, соотношение процессов возбуждения и торможения. Это соотношение порождает три основных свойства нервной системы – силу, уравновешенность, подвижность»[7].

Для того чтобы познать индивидуальные особенности человека, важно правильно изучать все его психологические характеристики.

Изучение должно основываться на определенной программе. Программа изучения индивидуальных особенностей сотрудника – это обоснованное предположение о том, какие личностные особенности подчиненного больше всего интересуют руководителя и в связи с чем, а также по каким признакам и как их можно достоверно определить.

Психологически оправданная программа изучения личностных особенностей заключается в последовательном обосновании ее основных элементов:

1. Уяснение проблемы, выбор объекта, предмета изучения.

2. Определение цели и задачи изучения.

3. Системный или системно-функциональный анализ предмета изучения.

4. Построение методики изучения индивидуальных способностей.

5. Выдвижение и проверка гипотез.

В каждой конкретной методике используются определенные методы.

Психодиагностика для управленческого руководителя в его практической деятельности имеет очень важное значение.

Достигнутый уровень различия человека воплощается в характере, который формируется и проявляется в процессе деятельности. Руководитель должен изучить характер каждого подчиненного – это значит, что он изучает типичные способы поведения человека в разных ситуациях. Дать характеристику – значит проанализировать способы его поведения в четырех основных сферах отношений:

• по отношению человека к событиям можно выделить черты характера: оптимист (пессимист), убежденный (сомневающийся), принципиальный, гуманист;

• по отношению к другим людям: общительный (замкнутый), правдивый (лживый), тактичный (грубый);

• по отношению к деятельности: ответственный (недобросовестный), бережливый, аккуратный;

• по отношению к себе: скромный, самокритичный и т. д.

Зная черты характера сотрудника, руководитель может прогнозировать его поведение в различных ситуациях.

Необходимо отметить, что отчужденность между руководителем и подчиненными порождает служебную пассивность.

На деформацию линии морально ответственного, нравственно устойчивого поведения сотрудников в процессе служебной деятельности влияет ряд негативных факторов внутреннего и внешнего порядка, которые и должны быть под контролем руководителя.

В настоящее время в сложных общественно-политических, экономических и социальных условиях особое значение приобретает вопрос о формировании и укреплении ядра руководящих кадров.

Большое значение имеют характеристики личности руководителя, психологическая структура мотивации.

Профессионализм руководителя напрямую связан с его компетентностью. Как показывает практика, даже самые обширные и глубокие знания могут оставаться мертвым капиталом без умения реализовывать их в процессе рационально организованного труда самого руководителя и возглавляемого им коллектива. Но не стоит забывать, что полученные в вузе знания имеют тенденцию устаревать. Узкая специализация зачастую оказывается тормозящим началом в управленческой деятельности, тем более, что узкие специальные знания и опыт без соответствующей системы поддержания (повышения квалификации) достаточно быстро обесцениваются. Согласно классической точки зрения, руководителю для успешного исполнения управленческой функции достаточно обладать в смежных областях базовой подготовкой, которую он должен получить в процессе повышения квалификации в соответствующих учебных заведениях или в процессе самоподготовки. Личностные качества, кругозор, а также уровень образования руководителя подвержены изменениям параллельно изменениям уровня развития общества и должны соответствовать требованиям времени.

Страницы: 1 2 3 4


Особенности молодой семьи. Особенности отношения к браку
Брачно-семейные преставления являются наиболее значимыми для прогнозирования развития института семьи. Брак и семья - общественные формы регулирования отношений между людьми, состоящими в родственных связях, но, несмотря на близость этих понятий, они не являются тождественными. Брак - особый социальный институт, исторически обусловл ...

Виды социально-психологических тренингов
Конечно же, невозможно за те несколько дней, которые длится тренинг, сделать из участников «мастеров общения» или «гроссмейстеров влияния». Те мыслительные схемы и стереотипы поведения, которые формировались на протяжении всей жизни, нельзя поменять за два дня. Нужна упорная и систематическая работа над собой. Цель коммуникативных трени ...

Понятие профессионального самоопределения
Разные исследователи рассматривают понятие профессионального самоопределения по-разному. Р.С. Немов профессиональное самоопределение обозначает как сознательный выбор человеком профессии для себя [12, с.200]. Сходной точки зрения придерживается И. М. Кондаков, он говорит о профессиональном выборе как отдельном этапе профессионального ра ...