Опытно-экспериментальная работа: влияние уровня развития рефлексии на
коммуникативные способности подростка. Констатирующий этапСтраница 1
В начале работы нами была поставлена гипотеза: мы предполагаем, что в подростковом возрасте уровень развития рефлексии влияет на развитие коммуникативных способностей подростка.
Для того чтобы ее доказать мы провели опытно-экспериментальную работу на базе Межшкольного учебного комбината с подростками 12-14 лет в количестве 10 человек. Свою работу мы проводили в три этапа.
На первом этапе целью нашей работы было: изучение уровня рефлексии и индивидуальной меры рефлексивности, а также оценка коммуникативных способностей подростка.
Для этого мы использовали методику «Кто я» (автор М.Кун, модификация М.Н. Овчинниковой), психодиагностическую методику определения индивидуальной меры рефлексивности, методику «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей».
Данные методики позволяют выявить уровень рефлексии, а также определить уровень коммуникативных способностей личности.
Для изучения индивидуальной меры рефлексивности мы провели психодиагностическую методику определения индивидуальной меры рефлексивности (см. Приложение 1). Испытуемому необходимо было дать ответы на несколько утверждений опросника. Все пункты были сгруппированы в 4 группы:
1) Ретроспективная рефлексия в деятельности;
2) Рефлексия настоящей деятельности;
3) Рассмотрение будущей деятельности;
4) Рефлексия общения и взаимодействия с другими людьми.
В результате проведенного исследования мы получили следующие результаты (см. Приложение 2): как видно из рисунка 10% подростков имеют высокий уровень развития рефлексии (преобладает рефлексия рассмотрения будущей деятельности, на втором месте находится рефлексия настоящей деятельности, затем, на третьем месте ретроспективная рефлексия деятельности и на последнем месте находится рефлексия общения и взаимодействия); 70% имеют средний уровень развития рефлексии (из них у 20% подростков преобладает рефлексия рассмотрения будущей деятельности; затем в равных соотношениях находятся такие виды рефлексии как: ретроспективная рефлексия деятельности и рефлексия настоящей деятельности, на последнем месте находится рефлексия общения и взаимодействия; у 10% подростков преобладает такой вид рефлексии как – рефлексия будущей деятельности, на втором месте рефлексия настоящей деятельности, затем рефлексия общения и взаимодействия и на последнем месте находится ретроспективная рефлексия деятельности; у 20% подростков преобладает такой вид рефлексии как – рефлексия будущей деятельности, на втором месте находится рефлексия общения и взаимодействия, затем в равных соотношениях находятся ретроспективная рефлексия деятельности и рефлексия настоящей деятельности; у 10% подростков преобладает такой вид рефлексии как – рефлексия общения и взаимодействия, на втором месте находится ретроспективная рефлексия настоящей деятельности, на третьем и на четвертом соответственно рефлексия будущей деятельности и рефлексия настоящей деятельности, рефлексия; у 10% подростков преобладает такой вид рефлексии как рефлексия настоящей деятельности, рефлексия будущей деятельности находится на втором месте, затем следует ретроспективная рефлексия деятельности и на последнем месте находится рефлексия общения и взаимодействия); 20% подростков имеют низкий уровень развития рефлексии (из них у 10% подростков преобладает рефлексия будущей деятельности, на втором месте ретроспективная рефлексия деятельности и рефлексия общения и взаимодействия, на последнем месте находится рефлексия настоящей деятельности; у 10% подростков преобладает рефлексия будущей деятельности, на втором месте находится ретроспективная рефлексия деятельности, затем рефлексия настоящей деятельности и на последнем месте рефлексия общения и взаимодействия.
Внимание и личность
Человек не рождается с определенными качествами внимания. В процессе формирования личности человека развивается, совершенствуется и формируется его внимание. В процессе деятельности ребенка, в ходе обучения и воспитания и под влиянием условий жизни формируется свойства личности ребенка, особенности его личности (идейная направленность, ...
Особенности развития восприятия, внимания и памяти у детей дошкольного
возраста. Общее развитие психики у детей дошкольного
возраста
В дошкольном возрасте под влиянием воспитания происходит дальнейшее развитие психики ребенка.
Если опыт детей преддошкольного возраста ещё очень ограничен, то у ребёнка-дошкольника запас временных связей значительно возрастает. Под педагогическим воздействием окружающих они становятся богаче и разнообразнее по содержанию. Вместе с тем ...
Социальные особенности
В начале XX века преобладающим типом семьи в России была традиционная крестьянская семья, и мало кто думал, что дни ее сочтены и понадобится всего несколько десятилетий, чтобы под натиском форсированной индустриализации и урбанизации такая семья в России ушла в прошлое — как и сама традиционная российская деревня.
Можно по-разному отно ...