Опытно-экспериментальная работа: влияние уровня развития рефлексии на коммуникативные способности подростка. Констатирующий этап
Страница 2

Статьи по психологии » Влияние рефлексии на коммуникативные способности подростка » Опытно-экспериментальная работа: влияние уровня развития рефлексии на коммуникативные способности подростка. Констатирующий этап

Таким образом, из рисунка видно, что у подростков преобладает такой вид рефлексии как – рефлексия будущей деятельности, а наименее выражен такой вид рефлексии, как рефлексия общения и взаимодействия.

Также для изучения уровня рефлексии мы провели методику «Кто я?» (см. Приложение 3). Подросткам было необходимо ответить на один единственный вопрос «Кто я?». Отвечали испытуемые в течение 12 минут. В результате обработки методики мы получили следующие результаты (см. Приложение 4): как видно из диаграммы, 10% человек имеет высокий уровень рефлексивной деятельности; 70% человек имеют средний уровень рефлексии и 20% человек имеют низкий уровень рефлексии.

Таким образом, сопоставляя результаты двух методик: «Кто я?» и методики определения индивидуальной меры рефлексивности – можно сказать, что у одних и тех же подростков проявляется недостаточный уровень развития рефлексии.

Для того чтобы определить уровень развития коммуникативных склонностей подростков мы провели методику «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей личностей» (КОС) (см. Приложение 5). Испытуемому было необходимо ответить на все предложенные вопросы. В результате мы получили следующие данные (см. Приложение 6): как видно из диаграммы, 10% испытуемых имеют низкий уровень коммуникативных склонностей; у 10% испытуемых коммуникативные склонности находятся на уровне ниже среднего; у 70% испытуемых имеется средний уровень коммуникативных склонностей; 10% относятся к группе с высоким уровнем коммуникативных склонностей.

Теперь рассмотрим процентное соотношение подростков с разным уровнем развития рефлексии для каждого уровня развития коммуникативных способностей (см. Приложение 7) (процент берется от общего числа детей для каждого уровня коммуникативных способностей). Из полученных соотношений видно, что чем выше уровень развития рефлексии, тем выше уровень коммуникативных способностей подростков.

Для того чтобы выявить, на сколько развитие рефлексии и каждый вид рефлексии влияет на уровень развития коммуникативных способностей подростка мы применили метод статистической обработки данных по Пирсону. В итоге (см. Приложение 8). Из таблицы видно что существует высокая корреляционная связь между развитием рефлексии и коммуникативными склонностями подростков.

На основании результатов констатирующего этапа мы считаем оправданным использование формирующего этапа эксперимента в данной группе.

Страницы: 1 2 


Теоретические основы межличностных отношений в группе. Понятие малой группы и коллектива
Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды. Последняя, представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и малые. ...

Особенности развития сенсорики у детей-дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Возрастные закономерности развития сенсорики
Необходимым условием психического развития ребенка является со­зревание организма ребенка, его нервной системы (Ватажина Л.А.,Зелингер И.И и др.). Для развития восприятия особо важное значение имеет созревание ана­лизаторов (прежде всего, зрительного, слухового). Однако эти органи­ческие условия создают лишь возможности, предпосылки ра ...

Взаимосвязь темперамента и социометрического статуса
На основе проведенных исследований темперамента и социометрического статуса можно проверить наличие взаимосвязи между ними. Результаты теста-опросника Айзенка показали, что в классе: Сангвиников – 10 или 50% Холериков – 4 или 20% Флегматиков – 3 или 15% Меланхоликов – 3 или 15% Из социограммы выделяются положительные и отрицательн ...