Опытно-экспериментальная работа: влияние уровня развития рефлексии на коммуникативные способности подростка. Констатирующий этап
Страница 2

Статьи по психологии » Влияние рефлексии на коммуникативные способности подростка » Опытно-экспериментальная работа: влияние уровня развития рефлексии на коммуникативные способности подростка. Констатирующий этап

Таким образом, из рисунка видно, что у подростков преобладает такой вид рефлексии как – рефлексия будущей деятельности, а наименее выражен такой вид рефлексии, как рефлексия общения и взаимодействия.

Также для изучения уровня рефлексии мы провели методику «Кто я?» (см. Приложение 3). Подросткам было необходимо ответить на один единственный вопрос «Кто я?». Отвечали испытуемые в течение 12 минут. В результате обработки методики мы получили следующие результаты (см. Приложение 4): как видно из диаграммы, 10% человек имеет высокий уровень рефлексивной деятельности; 70% человек имеют средний уровень рефлексии и 20% человек имеют низкий уровень рефлексии.

Таким образом, сопоставляя результаты двух методик: «Кто я?» и методики определения индивидуальной меры рефлексивности – можно сказать, что у одних и тех же подростков проявляется недостаточный уровень развития рефлексии.

Для того чтобы определить уровень развития коммуникативных склонностей подростков мы провели методику «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей личностей» (КОС) (см. Приложение 5). Испытуемому было необходимо ответить на все предложенные вопросы. В результате мы получили следующие данные (см. Приложение 6): как видно из диаграммы, 10% испытуемых имеют низкий уровень коммуникативных склонностей; у 10% испытуемых коммуникативные склонности находятся на уровне ниже среднего; у 70% испытуемых имеется средний уровень коммуникативных склонностей; 10% относятся к группе с высоким уровнем коммуникативных склонностей.

Теперь рассмотрим процентное соотношение подростков с разным уровнем развития рефлексии для каждого уровня развития коммуникативных способностей (см. Приложение 7) (процент берется от общего числа детей для каждого уровня коммуникативных способностей). Из полученных соотношений видно, что чем выше уровень развития рефлексии, тем выше уровень коммуникативных способностей подростков.

Для того чтобы выявить, на сколько развитие рефлексии и каждый вид рефлексии влияет на уровень развития коммуникативных способностей подростка мы применили метод статистической обработки данных по Пирсону. В итоге (см. Приложение 8). Из таблицы видно что существует высокая корреляционная связь между развитием рефлексии и коммуникативными склонностями подростков.

На основании результатов констатирующего этапа мы считаем оправданным использование формирующего этапа эксперимента в данной группе.

Страницы: 1 2 


Характеристика восприятия и его способностей. Классификация восприятий
На наши органы чувств всегда действует огромное количество раздражителен, причём значительная часть из них лежит выше порога. Таким образом, мы всегда имеем множество ощущений, отражающих отдельные свойства вещей. На основе этих ощущений образуется восприятие предметов и явлений окружающей нас действительности. Восприятием называется пс ...

Методы и методики
В исследовании для выявления уровня самооценки у дошкольников применялась методика В.Г. Щур “Лесенка”. Для изучения межличностных отношений дошкольника в группе использовались две социометрические методики: - Методика “Выбор в действии” - Методика “Два дома” Также применялась методика “Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими ...

Роль семьи в развитии общения
Рассматривая вопросы преемственности семейного и общественного воспитания, Е.Е. Кравцова показала роль семьи на каждом из этапов детского онтогенеза [19]. С точки зрения Е.Е. Кравцовой роль семьи в развитии ребенка связывается со смысловой сферой ребенка, в то время как образовательные учреждения создают условия для овладения культурным ...