Общее понятие о личности. Основные факторы и механизмы развития личности

Статьи по психологии » Психология личности » Общее понятие о личности. Основные факторы и механизмы развития личности

Личность базовое понятие в психологии – это социальное качество индивида; субъект общественных отношений. Личность – индивид занимающий опред-ное положение в общ-ве, выпол-щий опред-ную общ-но – полезную деятельность и отличающийся присущими только ему индив-ми и соц-но-психол-ми особ-ми. Отеч. психологи под личностью понимали высший уровень развития человека. Процесс развития личности – социализация (ее механизмы: подражание, идентификация, рефлексия, чувство вины и стыда). Впервые попытку структурировать Л предпринял Фрейд и предложил 3-х компонентную структуру Л.: ид (оно) – врожденное, неосознаваемое (кипящий котел влечений), эго(я)- опыт взаимодействия с реальностью (хочу-нельзя), суперэго (сверх я) – моральный цензор. В отеч. психологии структуру Л описывали Рубинштейн, Платонов, Божович, Леонтьев. Гиппенрейтер выделяет 3 механизма развития личности: 1. сдвиг мотива на цель (сначала ребенок выполняет действие (цель) ради общения с матерью (мотив), позже в случае позитивного общения со взрослыми «правильное» поведение приобретает самостоятельную побудительную силу (становится мотивом)). 2. идентификация (подражание взрослым). 3. принятие и освоение социальных ролей. Социальная роль – система предписаний, которая отражает ожидаемую форму поведения в той или иной соц. группе. Социальный статус (позиция) – это место человека в системе сложившихся социальных отношений. рождение Л: 1. дошкольный возр-т – начало формир-я иерархии мотивов (подчинение соц нормам); 2. подрост-й воз-т – выражается в самопознании, осознании своих мотивов и параметров Л: 1 .богатсво связей индивида с миром; 2. степень иерар-ти деятельности,их мотивов; 3. общий тип строения Л.


Связь застенчивости и общения
Одной из сложных проблем психологии являются затруднения, с которыми человек сталкивается в деятельности, общении. Проблема затруднений, или "барьеров" общения, в качестве объекта специального исследования изучается с середины ХХ века (Кати Д., Ли Л., Лассвелл Г., Андерсен М., Кузьмин Е.С., Парыгин Б.Д., Ломов В.Ф., Коломенски ...

Состояние психологической науки начала XIX века
Уходящий XVIII век зародил в умах ученых скептицизм относительно возможности чисто рационалистического объяснения физического мира. И, как справедливо отмечается исследователями, первая половина XIX века ознаменовалась рядом таких научных открытий и обобщений, которые не только существенно изменили представления в отдельных отраслях зна ...

Проблема своеобразия личности
Уникальность, неповторимость психологического облика каждого человека – один из тех явных феноменов нашей психики, которые наиболее бурно обсуждаются, исследуются, а иногда отвергаются как досадная помеха экспериментальному исследованию. С древних времен берут начало и интуитивное понимание того, что люди психологически не одинаковы, и ...