Основные подходы психогигиены, психопрофилактики и психотерапии периода раннего материнства. Помощь беременной.
Страница 1

Статьи по психологии » Раннее родительство - современное состояние проблемы » Основные подходы психогигиены, психопрофилактики и психотерапии периода раннего материнства. Помощь беременной.

Далее перейдём к описанию психогигиенических требований и психопрофилактических мер, способствующих наиболее гладкому прохождению каждого из этапов раннего материнства. Приведённые здесь принципы работы важно соблюдать медицинскому персоналу в сфере акушерства и гинекологии, применительно как к первородящим женщинам, так и рожающим повторно. Приведённые здесь материалы собраны, благодаря анализу литературы, где авторы (акушеры-гинекологи, психологи, психиатры) делятся опытом своей многолетней работы с беременными, роженицами и молодыми матерями.

Жанна Цареградская – психолог-перинатолог, руководитель Центра перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания в Москве в своей работе с беременными обращается к богатому опыту, накопленному в народной традиции. Во многом благодаря этому опыту, народности средней полосы России и Русского Севера обеспечивали своё выживание и здоровье, пишет автор. Наиболее распространённым, если не сказать всенародным мнением было то, что беременную необходимо «поберечи».

Как только домашние начинали догадываться о том, что женщина беременна, вокруг неё сразу же все смягчались: переставали упрекать, если она вздумает «приотдохнуть», старались её не расстраивать, не ругать, особенно наблюдали, чтобы она не «встряхнулась» и «не была зашиблена».

Явная и даже нарочитая заботливость домашних, начиная с момента, когда беременность становилась заметной, постоянно нарастала по мере приближения родов и достигала наивысшей точки непосредственно перед ними.

Все желания беременной исполнялись беспрекословно. Принимались во внимание все её странности, брезгливость, прихоти. Если ей хотелось съесть или надеть что-нибудь особенное, покупали без разговоров. В иных местах отказать ей в такой прихоти считалось за грех, потому что этого «требует душа младенца».

Беременную женщину старались предохранить от испуга или других нервных переживаний и расстройств. Именно поэтому её не отпускали одну в лес, отстраняли от участия в похоронах, не позволяли смотреть, как забивают скот, уберегали от ссор, старались не раздражать, чтобы не испортился характер ребёнка.

По древней русской традиции нельзя таить обиду на беременную. Если беременная просит прощения, было грехом не извинить её. Существовал обычай «прощёных дней», когда все родственники за 1-2 месяца до родов приходили просить прощения у беременной и она в свою очередь просила прощения у них. Считалось, что непрощённая, не снятая с души обида могла привести к несчастью во время родов. (по А.Акин, Д.Стрельцовой, 1999).

Действительно, во время беременности психика женщины претерпевает регресс, который проявляется в том, что она чувствует себя более зависимой от окружающих, уязвимой, «маленькой», становится пассивной, теряет контроль над ситуацией. Этот бессознательный регрессивный механизм Winnicott D.W. (1956) называет «первичной материнской озабоченностью». Он побуждает мать отыскивать в своём ребёнке то, чем когда-то была она сама. На своём пути к материнству этот процесс в той или иной степени затрагивает каждую женщину, с любым типом нервной системы. Он порождает чувство тревожащей необычности и некоторые женщины переносят его плохо (Rosenblum O., 2000). Сдесь возникает возможность феномена, когда независимые, самостоятельные по натуре женщины (андрогинные) иногда адаптируются к беременности труднее, чем их подруги, проявляющие в своём характере больше фимининных черт. В любом случае, чувство зависимости требует ответного проявления заботы со стороны близких, которая является универсальным методом психопрофилактики для каждой беременной и доказательством справедливости народной мудрости.

О том какое влияние оказывают черты мускулинности-андрогинности-фимининности (Сандра Бэм, 1974) на материнскую сферу, сказать можно пока лишь только косвенно. О.Калина (2002) провёл исследование по влиянию этих черт у обоих супругов на их удовлетворённость браком. Исследование показало, что наиболее счастливыми являются браки, где муж проявляет черты мускулинности, а жена фимининна. Выборку составили молодые пары, 20% из которых имели одного ребёнка. Учитывая, что психологический климат в семье во многом зависит от женщины, можно сделать предварительный вывод о том, что фимининные женщины хорошо адаптируются к материнству.

Представляется интересным психоэндокринологическое исследование, в котором бы тестирование по шкале Сандры Бэм сочеталось с определением гормонального профиля беременной (эстрогены, тестостерон). Это позволит проследить влияние гормонального фона на формирование личностной сферы женщины и адаптацию её к материнству, что в свою очередь поможет принять наиболее ранние психопрофилактические меры при ведении беременных.

Среди отечественных учёных одним из первых о психопрофилактике в акушерстве заговорил И.З. Вельвовский. В 1954 году он защитил докторскую диссертацию по теме: «Система психопрофилактического обезболивания родов», которая быстро нашла практическое применение во многих роддомах страны. Работы учеников и последователей Вельвовского Гройсмана и Кришталя можно найти в избранных трудах харьковской школы.

Страницы: 1 2 3 4


Способности и степени их развития в художественном творчестве
Способности — индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся. Способности — понятие динамическое, их формирован ...

Выдающиеся мыслители древнего Востока
Крупнейшими представителями арабоязычной культуры являются Авиценна (Ибн-Сина), Альгазен (Ибн-аль-Хайсам), Аверроэс (Ибн-Рушд). В трудах этих ученых проводится мысль об обусловленности психических качеств естественными причинами, о зависимости психики от условий жизни, воспитания. Отвергается бессмертие индивидуальной души. [7] Ибн Син ...

Основы знания повседневной жизни. Реальность повседневной жизни
Так как целью данного исследования является социологический анализ реальности повседневной жизни, точнее, знания, определяющего поведение в повседневной жизни, то нас не слишком интересует, каким образом эта реальность представляется интеллектуалам в различных теоретических перспективах. Прежде всего мы должны обратиться к повседневной ...