Основные подходы психогигиены, психопрофилактики и психотерапии периода раннего материнства. Помощь беременной.
Страница 3

Статьи по психологии » Раннее родительство - современное состояние проблемы » Основные подходы психогигиены, психопрофилактики и психотерапии периода раннего материнства. Помощь беременной.

Учитывая описанные выше психо-эмоциональные особенности беременных, современные «школы» психопрофилактической подготовки к родам используют эклектичные методы работы. Каждая школа имеет свой неповторимый климат и традиции, но то, что их всех объединяет – это желание помочь женщине принять и освоить своё материнство, избежав физических и душевных травм, находясь в гормонии с собой и окружающим миром. www.pguides.ru

Как правило, первое занятие в любой современной «школе» подготовки к родам несёт ознакомительный характер. Первая встреча с терапевтом всегда очень важна. Сюда беременная приносит самый большой груз накопившихся у неё вопросов, тревог и страхов. Эта встреча посвещается знакомству с методами и основными подходами «школы», её сотрудниками. Терапевт объясняет, как именно будет складываться подготовка, и для чего необходим каждый из её этапов. Подобное вступление способствует наиболее мягкой и быстрой адаптации новых членов группы. Врач изучает основные моменты акушерско-гинекологического и общесоматического анамнеза беременной, выясняет некоторые особенности личности пациентки и её биографии. Далее при необходимости подбирается индивидуальная программа физических нагрузок и психотерапевтической работы. На вводном занятии беременная обычно задаёт наиболее волнующие её вопросы, определяя свои основные мотивы обращения в «школу». В соответствии с этим терапевт акцентирует внимание пациентки на обязательных для неё тематических занятиях, указывает на дополнительные источники информации по интересующим темам. Разрабатывается оптимальный график посещения групп.

Таким образом достигается налаживание базового доверия, устранение распространённых заблуждений беременных и связанных с ними тревог и страхов, формируются позитивные установки на будущее.

Содержание тренингов, как уже было сказано, в каждой «школе» имеет свою специфику. Темы же, обсуждаемые на лекционных занятиях, по понятным причинам пересекаются и затрагивают следующие вопросы раннего материнства: психоэмоциональные особенности при беременности, кризис перемен; стресс в жизни беременной; профессиональная деятельность и беременность; отношения в паре, особенности мужского восприятия беременности, решение супружеских конфликтов, особенности сексуальности во время беременности; принятие своего нового образа и статуса, удовольствие быть беременной; общение с ребёнком до родов, в первый месяц после родов, в первый год после родов; переживания женщины на различных этапах родов; страхи, связанные с беременностью и родами; вопросы организации, режима и гигиены; навыки по уходу за младенцем.

Анализ литературы показывает, что среди психотерапевтических практик при работе с беременными в основном используются когнитивно-бихевиоральная терапия, краткосрочная динамическая психотерапия (Pines D., 1997), телесно-ориентированная психотерапия (Fuchs,1974; Stolze,1977;). Многими «школами» используются арттерапия, элементы ароматерапии, пение. В.Н. Сидоренко и Е.А. Клепацкая (1998) в своих исследованиях показали, что применение медицинской резонансной музыкотерапии (МРМ) в первый период родов (на схватках) и в послеродовый период улучшает психосоматическое состояние женщин, улучшает их настроение, сон, общее состояние и течение послеродового периода.

Б. Помощь роженице.

Современные профессионалы в области деторождения опираются на учение о бессознательном. Женщина приносит на роды весь свой жизненный опыт, включая отроческие годы, детство и собственное рождение. Каждая из них имеет собственную личную историю, историю своей семьи и культуры. Всё это оказывает значительное влияние на ход родов. Мишель Оден пишет, что существует связь между тем как родилась сама женщина и тем как она будет рожать своего ребёнка. Если, например, женщина рассказывает, что её мать рожала в больнице под анастезией с применением щипцов, есть повод предполагать, что роды будут трудными. Если же она говорит, что родилась дома и роды были лёгкими, скорее всего она сама родит легко. Женщины, регулярно занимающиеся спортом, лучше подготовлены к родам, чем ведущие сидячий образ жизни. Беременная женщина, не измотанная стрессом, к моменту родов также будет в лучшем состоянии.

М.Оден подчёркивает, что роды – это бессознательный процесс. Протеканию бессознательного процесса помочь нельзя. Главное – ему не мешать. Во время родов под влиянием естественных физиологических процессов происходит торможение коры и возрастает активность подкорки и спинного мозга. Часто можно наблюдать, как женщины забывают, что происходит с ними и вокруг них во время родов без применения медикаментов. Многие роженицы испытывают характерные изменения в уровне сознания. У них появляется отсутствующий взгляд, они забывают нормы приличия, теряют застенчивость и перестают контролировать себя. Многие издают особый крик во время выхода ребёнка. В акушерстве подобное состояние называют «родовой доминантой», в области психологии и психиатрии – «регрессией». В этот момент женщины совсем не беспомощны, не потеряны и следят за тем, что происходит внутри них. Они действуют спонтанно, ищут и легко находят наиболее удобные положения и оказывается, что эти положения наиболее выгодны физиологически. Такое инстинктивное состояние женщины по мнению М.Одена обеспечивается определённым гормональным равновесием. Эндогенные морфины, выделяющиеся при родах, действуют как естественные обезболивающие, они подавляют не только боль, но и чувство беспокойства и вызывают общее состояние удовлетворения. Выделение же адреналина в тот момент, когда женщина испытывает страх или ей холодно, может тормозить родовой процесс. Конечно, боль может замедлить роды, но когда медикаменты не используются, организм сам борется с ней естественно и эффективно. Исследования показали, что чем дольше и труднее роды, тем выше уровень эндорфинов в крови женщины (Granat M., Sharf M., Weissman B.A., 1980). Формирование гормонального равновесия – процесс очень тонкий, в большой степени зависящий от внешних условий и психологического состояния. В связи с этим следует уделять много внимания обстановке, в которой рожает женщина, психологическому климату на родах.

Страницы: 1 2 3 4


Индивидуальный стиль деятельности педагога
Современные ученые, характеризуя основные проблемы человечества, первой в их ряду поставили проблему самого человека. Анализируя исторические пути и закономерности становления человека, Б.Г.Ананьев писал: «В системе тех или иных связей человек изучается наукой то как продукт биологической эволюции, то как субъект и объект исторического ...

Анализ результатов исследования
Анализ результатов первого исследования показал, что общение с близким взрослым, его психологическая поддержка лишает малыша страха перед неизведанным миром, обеспечивает чувство безопасности, подкрепляет веру в себя, ребенок спокойно начинает вести исследовательскую деятельность, приобретает опыт человеческих отношений. Анализ результ ...

Использование компьютерных технологий к коррекции
Новые информационные технологии (НИТ) стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций. Компьютерные технологии принадле ...