Сравнительный анализ социально- психологического и психотерапевтического тренингов
Страница 1

Статьи по психологии » Теоретические основы и типология тренингов » Сравнительный анализ социально- психологического и психотерапевтического тренингов

Мы в своей работе проведём сравнительный анализ социально-психологического тренинга с психотерапевтическим по заданной схеме:

Цели ведущего.

Результаты участника.

Результаты группы.

Средства, с помощью которых достигаются данные результаты. Основными целями тренера, или ведущего, и в социально-психологическом тренинге (СПТ), и в психотерапевтическом (ПТТ) в первую очередь является, конечно же, реализация обозначенных в тренинге целей. Однако наполнение этих понятий в СПТ и в ПТТ будет разным. www.righttransport.ru

Если для первой разновидности тренингов (СПТ) это приобретение участниками определённых навыков, обучение новым стратегиям действия, овладение новыми инструментами для выполнения определенной работы, моделирование и отработка определённых ситуаций и т.п., т.е. научение чему-то новому, то в ПТТ это прежде всего осознание горизонтов своего развития и более глубокая проработка какой-то определённой внутренней психологической проблемы (реже — комплекса проблем).

Кроме того, и в СПТ, и в ПТТ в цели ведущего должна входить рефлексия решаемых в ходе занятий задач, включающая в себя три вопроса:

Какой цели я хочу достичь?

Почему я хочу достичь этой цели?

Какими средствами я собираюсь ее достичь?

Конечно же, ведущий также должен поставить перед собой цель постоянной работы над собой и совершенствования своих профессиональных знаний, навыков и умений, чтобы на деле соответствовать тому, чему он обучает, и наилучшим образом уметь всё, что он передаёт обучающимся.

В качестве дополнительной цели ведущего можно назвать рост его практических наработок в качестве "ведущего тренинга, потому что каждая группа по-своему уникальна, и даже при решении одних и тех же задач могут возникать совершенно уникальные ситуации, добавляющие новый опыт в копилку тренера и влияющие на развитие его личности.

Для получения результата участниками тренинга (как СПТ, так и ПТТ) необходимо, чтобы каждый из них сформулировал свою собственную цель, а также следовал принципам добровольности, осознанности (заинтересованности в собственных изменениях) и полезности лично для себя данного тренинга. Тем не менее можно выделить типовые цели участников тренингов.

Результатами участников социально-психологического тренинга являются:

1.Развитие способности адекватно понимать себя и других;

2.Овладение приемами расшифровки психологических сообщений, которые поступают из окружающего мира;

3.Обучение эффективным приемам межличностного общения;

4.Овладение определенными социально-психологическими знаниями;

5.Формирование социально-психологических умений и навыков.

В то же время для участников психотерапевтического тренинга необходимым результатом окажется умение справляться с высокой интенсивностью и стремительностью изменений в окружающем мире, осознание своих глубинных проблем и вариантов их преодоления, избавление от страхов, комплексов и блоков с выстраиванием более ответственного отношения к своей жизни и, как следствие, раскрытие новых возможностей или новое применение своих внутренних ресурсов.

Общими результатами для групп как в СПТ, так и в ПТТ, является сплочённость, объединение вокруг определённой проблемы (задачи) и взаимовыручка, взаимоусиление всех участников.

Для достижения данного результата руководитель (ведущий) должен подробно ознакомить группу с главными нормами и принципами тренингового общения:

1.Общение по принципу «здесь и сейчас».

2.Принцип персонификации высказываний, т.е. адресного обращения.

3.Принцип вербализации чувств и эмоций.

4.Принцип активности всех участников.

5.Принцип доверительности отношений, или искренности.

6.Принцип конфиденциальности.

Руководителю группы также необходимо позаботиться о том, чтобы создать во время проведения занятий нужную атмосферу: доброжелательную, поддерживающую, то есть способствующую формированию общих для группы целей.

В соответствии с особенностями социально-психологического и психотерапевтического тренингов, целями группы в СПТ станут, в первую очередь, развитие социально-психологической компетентности личности, т.е. способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми.

Профессиональный тренинг психотерапевтического толка концентрируется на решении проблем и оказании помощи в преодолении трудностей, прежде всего личностных, в профессиональных, межличностных и др. отношениях. Тренинг такого рода психотерапевтичен, потому что создаёт у группы ощущение психологической безопасности и даёт надежду на разрешениеопределённого конфликта (межличностного или внутриличностного).

Эффективность тренинга во многом зависит не только и не столько от адекватности осуществляемой тренером (ведущим) диагностики, но и от того, насколько большим арсеналом средств он обладает для достижения поставленной цели.

Страницы: 1 2


Р-е П-ких знаний в рамках учения о душе и учений о сознании
1этап- от античности до 19 века. 2 этап- с 19 века до наст. времени. 1 этап- 1ое представление о душе сложилось в античной П, => 2 направления: материализм и идеализм. Вершиной античного матер-зма был атомдестическии матер-зм Демокрита - все состоит из мельчайших не видимых глазом частиц-атомов. Разнообразие окруж. мира и людей-ртомы ...

Бегство к свободе
Мы можем проследить историческую инвалидацию психологической теории дальше по направлению к распространенным в западной культуре представлениям. Самым важным здесь, по-видимому, является беспокойство, который люди испытывают при уменьшении числа их альтернативных способов реагирования. По Фромму (Fromm, 1941), нормальное развитие включа ...

ВПФ человека, их строение, свойства, развитие
ВПФ - сложные, прижизненно формирующиеся системные психич. процессы, социальные по своему происхождению. ВПФ свойственны только чел-ку. Разница в психике животных и чел-ка в том, что у чел-ка есть этот блок ВПФ, а психика животных инстинктивна. Впервые проблему ВПФ осмыслил Л.С.Выготский в работе «Культурно-историческая теория». Он пок ...