Мотивация учебной деятельности
Страница 1

Статьи по психологии » Мотивация обучения в аспирантуре » Мотивация учебной деятельности

Вопрос мотивов учения подробно и наглядно представлен Б.Б. Айсмонтасом.

Он выделяет ряд проблем учебной мотивации:

1. Сущности, природы, структуры учебных мотивов.

2. Взаимосвязи мотивационной ориентации и успешности познавательной деятельности.

3. Возрастных и индивидуальных особенностей учебных мотивов.

4. Формирования мотивации учения в сегодняшних условиях.

и др.

Айсмонтас приводит следующую иерархию видов и уровней мотивов учения (рис. 2):

Рис. 2. Виды и уровни мотивов учения

Он делит мотивы учения на два вида: познавательные и социальные. Каждый вид делится на несколько уровней. Наивысшими мотивами среди познавательных являются мотивы самообразования, а среди социальных – мотивы социального сотрудничества.

Каждому виду и уровню мотивов учения соответствуют определённые формы проявления (табл. 1).

Айсмонтас выделяет содержательные и динамические характеристики качества мотивов учения.

К содержательным характеристикам он относит:

· осознанность,

· самостоятельность,

· обобщённость,

· действенность,

· доминирование в общей структуре мотивации,

· степень распространения на несколько учебных предметов и др.

Динамическим характеристикам качества мотивов учения соответствуют:

· устойчивость,

· сила и выраженность,

· переключаемость с одного мотива на другой,

· эмоциональная окраска мотивов и др.

Таблица 1. Формы проявления мотивов учения

Познавательные мотивы

Уровни

Формы проявления

широкие познавательные

- принятие решения задач

- обращение к учителю за дополнительными сведениями

- и др.

учебно-познавательные

- самостоятельная деятельность по поиску разных способоврешения

- вопросы к учителю о сравнении разных способов работы

- и др.

мотивы самообразования

- обращение к учителю по поводу рациональной организации учебного труда

- реальные действия самообразования

- и др.

Социальные мотивы

Уровни

Формы проявления

широкие социальные

- поступки, свидетельствующие о понимании учеником долга и ответственности

- и др.

узкие социальные

- стремление к контактам со сверстниками и в получении их оценок

- оказание помощи товарищам

- и др.

мотивы социального сотрудничества

- стремление к коллективной работе и осознанию рациональных способов её осуществления

В рамках проблемы взаимосвязи мотивационной ориентации и успешности познавательной деятельности Айсмонтасом предлагается сводная карта изучения состояния мотивации учения и хода её формирования. Здесь автор выделяет шесть типов отношения ученика к учению, каждому типу соответствует определённые характер мотивации учения и состояние учебной деятельности.

Типы отношения к учению:

1. Отрицательное.

2. Нейтральное (пассивное).

3. Положительное (аморфное, нерасчленённое, ситуативное) отношение (предотношение).

4. Положительное (познавательное, осознанное).

5. Положительное (адекватное, инициативное, творческое).

6. Положительное (личностное, ответственное, действенное).

В пределах этой типологии мотивация учения изучается с подразделением на мотивы (ради чего учится), цели (какие цели ставит и реализует в учении) и эмоции (как переживает учение ученик). Умение учиться подразделяется на обученность (как умеет учиться) и обучаемость (как может учиться).

Для изучения эмоций в ходе учения Айсмонтас приводит схему с разделением эмоций на положительные и отрицательные (рис. 3).

Рис. 3. Положительные и отрицательные виды эмоций

Кроме того, указываются такие уровни эмоций как:

· Интенсивность (выраженность)

· Осознанность

· Избирательность

· Насыщенность

· Устойчивость

Айсмонтас приводит множество общих подходов к изучению и формированию мотивации учащихся. Ниже приводятся некоторые из них:

Страницы: 1 2 3