Мотивация учебной деятельностиСтраница 1
Вопрос мотивов учения подробно и наглядно представлен Б.Б. Айсмонтасом.
Он выделяет ряд проблем учебной мотивации:
1. Сущности, природы, структуры учебных мотивов.
2. Взаимосвязи мотивационной ориентации и успешности познавательной деятельности.
3. Возрастных и индивидуальных особенностей учебных мотивов.
4. Формирования мотивации учения в сегодняшних условиях.
и др.
Айсмонтас приводит следующую иерархию видов и уровней мотивов учения (рис. 2):
Рис. 2. Виды и уровни мотивов учения
Он делит мотивы учения на два вида: познавательные и социальные. Каждый вид делится на несколько уровней. Наивысшими мотивами среди познавательных являются мотивы самообразования, а среди социальных – мотивы социального сотрудничества.
Каждому виду и уровню мотивов учения соответствуют определённые формы проявления (табл. 1).
Айсмонтас выделяет содержательные и динамические характеристики качества мотивов учения.
К содержательным характеристикам он относит:
· осознанность,
· самостоятельность,
· обобщённость,
· действенность,
· доминирование в общей структуре мотивации,
· степень распространения на несколько учебных предметов и др.
Динамическим характеристикам качества мотивов учения соответствуют:
· устойчивость,
· сила и выраженность,
· переключаемость с одного мотива на другой,
· эмоциональная окраска мотивов и др.
Таблица 1. Формы проявления мотивов учения
Познавательные мотивы | |
Уровни |
Формы проявления |
широкие познавательные |
- принятие решения задач - обращение к учителю за дополнительными сведениями - и др. |
учебно-познавательные |
- самостоятельная деятельность по поиску разных способоврешения - вопросы к учителю о сравнении разных способов работы - и др. |
мотивы самообразования |
- обращение к учителю по поводу рациональной организации учебного труда - реальные действия самообразования - и др. |
Социальные мотивы | |
Уровни |
Формы проявления |
широкие социальные |
- поступки, свидетельствующие о понимании учеником долга и ответственности - и др. |
узкие социальные |
- стремление к контактам со сверстниками и в получении их оценок - оказание помощи товарищам - и др. |
мотивы социального сотрудничества |
- стремление к коллективной работе и осознанию рациональных способов её осуществления |
В рамках проблемы взаимосвязи мотивационной ориентации и успешности познавательной деятельности Айсмонтасом предлагается сводная карта изучения состояния мотивации учения и хода её формирования. Здесь автор выделяет шесть типов отношения ученика к учению, каждому типу соответствует определённые характер мотивации учения и состояние учебной деятельности.
Типы отношения к учению:
1. Отрицательное.
2. Нейтральное (пассивное).
3. Положительное (аморфное, нерасчленённое, ситуативное) отношение (предотношение).
4. Положительное (познавательное, осознанное).
5. Положительное (адекватное, инициативное, творческое).
6. Положительное (личностное, ответственное, действенное).
В пределах этой типологии мотивация учения изучается с подразделением на мотивы (ради чего учится), цели (какие цели ставит и реализует в учении) и эмоции (как переживает учение ученик). Умение учиться подразделяется на обученность (как умеет учиться) и обучаемость (как может учиться).
Для изучения эмоций в ходе учения Айсмонтас приводит схему с разделением эмоций на положительные и отрицательные (рис. 3).
Рис. 3. Положительные и отрицательные виды эмоций
Кроме того, указываются такие уровни эмоций как:
· Интенсивность (выраженность)
· Осознанность
· Избирательность
· Насыщенность
· Устойчивость
Айсмонтас приводит множество общих подходов к изучению и формированию мотивации учащихся. Ниже приводятся некоторые из них:
Задание №4
Предположим, что на 8 испытуемых проведен тест корректурной пробы в обычных условиях (А) и в условиях эмоциональной напряженности (В). Фиксировалось количество ошибок.
испытуемые
1
2
3
4
5
6
7
8
Условие А
3
5
6
8
10
12
13
14
Условие В
10
10
12
5
8
11
20 ...
Психологические
особенности развития общения в младшем школьном возрасте
Л.С. Выготский считал, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это своеобразная переходная ступень – ребенок уже не дошкольник и еще не школьник.
По мнению Л.С. Выготского ребенок семи лет отличается, прежде всего, утратой детск ...
Описание и анализ результатов эксперимента
После проведения беседы с психологом данного учебного заведения, мы выбрали группу, из подростков, которые ведут аддиктивный образ жизни. Для доказательства значимости выделения группы подростков, испытывающих состояние одиночества, мы методом случайной выборки сформировали контрольную группу. В неё вошли подростки, показавшие высокий р ...