Мотивация учебной деятельностиСтраница 1
Вопрос мотивов учения подробно и наглядно представлен Б.Б. Айсмонтасом.
Он выделяет ряд проблем учебной мотивации:
1. Сущности, природы, структуры учебных мотивов.
2. Взаимосвязи мотивационной ориентации и успешности познавательной деятельности.
3. Возрастных и индивидуальных особенностей учебных мотивов.
4. Формирования мотивации учения в сегодняшних условиях.
и др.
Айсмонтас приводит следующую иерархию видов и уровней мотивов учения (рис. 2):
Рис. 2. Виды и уровни мотивов учения
Он делит мотивы учения на два вида: познавательные и социальные. Каждый вид делится на несколько уровней. Наивысшими мотивами среди познавательных являются мотивы самообразования, а среди социальных – мотивы социального сотрудничества.
Каждому виду и уровню мотивов учения соответствуют определённые формы проявления (табл. 1).
Айсмонтас выделяет содержательные и динамические характеристики качества мотивов учения.
К содержательным характеристикам он относит:
· осознанность,
· самостоятельность,
· обобщённость,
· действенность,
· доминирование в общей структуре мотивации,
· степень распространения на несколько учебных предметов и др.
Динамическим характеристикам качества мотивов учения соответствуют:
· устойчивость,
· сила и выраженность,
· переключаемость с одного мотива на другой,
· эмоциональная окраска мотивов и др.
Таблица 1. Формы проявления мотивов учения
|
Познавательные мотивы | |
|
Уровни |
Формы проявления |
|
широкие познавательные |
- принятие решения задач - обращение к учителю за дополнительными сведениями - и др. |
|
учебно-познавательные |
- самостоятельная деятельность по поиску разных способоврешения - вопросы к учителю о сравнении разных способов работы - и др. |
|
мотивы самообразования |
- обращение к учителю по поводу рациональной организации учебного труда - реальные действия самообразования - и др. |
|
Социальные мотивы | |
|
Уровни |
Формы проявления |
|
широкие социальные |
- поступки, свидетельствующие о понимании учеником долга и ответственности - и др. |
|
узкие социальные |
- стремление к контактам со сверстниками и в получении их оценок - оказание помощи товарищам - и др. |
|
мотивы социального сотрудничества |
- стремление к коллективной работе и осознанию рациональных способов её осуществления |
В рамках проблемы взаимосвязи мотивационной ориентации и успешности познавательной деятельности Айсмонтасом предлагается сводная карта изучения состояния мотивации учения и хода её формирования. Здесь автор выделяет шесть типов отношения ученика к учению, каждому типу соответствует определённые характер мотивации учения и состояние учебной деятельности.
Типы отношения к учению:
1. Отрицательное.
2. Нейтральное (пассивное).
3. Положительное (аморфное, нерасчленённое, ситуативное) отношение (предотношение).
4. Положительное (познавательное, осознанное).
5. Положительное (адекватное, инициативное, творческое).
6. Положительное (личностное, ответственное, действенное).
В пределах этой типологии мотивация учения изучается с подразделением на мотивы (ради чего учится), цели (какие цели ставит и реализует в учении) и эмоции (как переживает учение ученик). Умение учиться подразделяется на обученность (как умеет учиться) и обучаемость (как может учиться).
Для изучения эмоций в ходе учения Айсмонтас приводит схему с разделением эмоций на положительные и отрицательные (рис. 3).
Рис. 3. Положительные и отрицательные виды эмоций
Кроме того, указываются такие уровни эмоций как:
· Интенсивность (выраженность)
· Осознанность
· Избирательность
· Насыщенность
· Устойчивость
Айсмонтас приводит множество общих подходов к изучению и формированию мотивации учащихся. Ниже приводятся некоторые из них:
Социальные группы и их основные виды
Соц. среда предс-ет собой сложно устроенное общество, в к-ом люди объединены друг с другом в многочисленные разнообразные, > или < устойчивые соединения, называемые группами(Гр.). К элементарным параметрам любой Гр.-ы относятся: композиция Гр.-ы (или ее состав), структура Гр.-ы (структура предпочтений, структура «власти», структур ...
Сюжетно – ролевые игры дошкольников
В первом полугодии учебного года воспитатель интенсивно формирует у детей игровые умения и главным образом ролевое поведение. Он включает ребят в совместную игру или предлагает сюжет в виде небольшого рассказа.
В младших группах у детей уже сформированы основные игровые умения, позволяющие им развертывать в процессе игры ряд взаимосвяз ...
Работа по коррекции нарушения чтения с использованием компьютерных
технологий
При проведении логопедической работы по коррекции нарушения чтения у детей младшего школьного возраста использовались компьютерные программы «Учимся читать» и « Баба Яга учится читать». Программы построены на основе методик обучения детей с нарушением чтения.
Используемые нами программы имеют ряд преимуществ:
- Повышение мотивации дет ...

