Мотивация учебной деятельности
Страница 2

Статьи по психологии » Мотивация обучения в аспирантуре » Мотивация учебной деятельности

«Заключение, суждение об ученике, его характеристика, должны формулироваться в щадящей форме, с опорой на положительные стороны и возможности…».

«В ходе изучения мотивации учения … надо обладать психологической грамотностью».

«Формировать мотивацию – значит не закладывать готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развёртывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались с учётом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика». www.todayculture.ru

Интересно просмотреть результаты исследования мотивов профессионального самоопределения студентов первого курса УГЛТА, проведённые социологической лабораторией учреждения в 1998 году. Эти данные интересны ещё с той стороны, что по срокам опрошенные в 1998 году первокурсники приходятся на основную массу нынешних аспирантов, т.к. для большинства из них, как будет показано дальше, перерыва между окончанием вуза и поступлением в аспирантуру не было.

Так, последовательный осознанный профессиональный выбор был характерен только 54% студентам всех факультетов. У остальных когорт респондентов (46%) выбор вуза не был подкреплён профессиональными, социальными ценностями, семейными традициями и т.д., а значит, у них труднее выработать интерес к содержательной стороне учёбы – профессиональным знаниям и навыкам.

В записке указывается, что для 73% респондентов устойчивый профессиональный выбор, а у 23% решение о поступлении в УГЛТА было принято только когда они пошли подавать документы, что не ведёт к адекватному самоопределению в профессии и может способствовать разочарованию и неудовлетворённости своим выбором.

По удовлетворённости профессиональным выбором студенты первого курса разделились на тех, кто безусловно доволен – 48%, немного сомневающихся в правильности своего решения – 35%, тех, кто собирается продолжить учёбу в академии, но в своём выборе уже разочаровались – 12% и тех кто думает перевестись в другой ВУЗ – 2%. Анализ ситуации показал, что при проведении профориентационной работы специалистами, а не учителями средних школ в старших классах, среди выпускников школ, вероятность того, что студенты будут довольны своим выбором повышается, что положительно сказывается на мотивации к учёбе.

Исследования мотивации учебной деятельности представлены с условным разделением всех студентов, посещающих лекции на две группы: у одних внешняя мотивация преобладает над внутренней (содержательная сторона учебных занятий для них не так важна) – 57%; у других внутренняя мотивация преобладает над внешней (для них характерен интерес к содержанию получаемой на лекции информации) – 24%. Кроме того, обнаружилось 3% первокурсников, указавших, что обычно они не ходят на лекции.

Респондентам был предложен проективный вопрос: «На какие успехи в учёбе вы рассчитываете?». Не смогли выразить определённого мнения на этот счёт 24%, на получение красного диплома рассчитывают 2%, закончить ВУЗ без троек хотят 33%, закончить ВУЗ без задолженностей хотят 31%, не надеются сдать сессию вовремя 8%, без разницы как учиться – 2% первокурсников. Данное распределение респондентов отражает уровень их притязаний. Делается вывод, что у большинства первокурсников уровень притязаний выше среднего.

Исходя из утверждения, что чем выше уровень притязаний личности, тем больше реально достигаемый результат, предлагается повышать уровень притязаний у студентов с низкой самооценкой.

Профессиональные планы первокурсников приводятся в сравнении с таковыми у пятикурсников и представлены в табл. 2.

Таблица 2. Профессиональные планы студентов.

Профессиональные планы

Первый курс

Пятый курс

Работать по специальности в городе

14

18

Работать по специальности на периферии

3

12

Найти высокооплачиваемую работу не обязательно по специальности

36

41

Найти работу с перспективой продвижения

16

14

Учиться в аспирантуре

0

2

Получить второе образование в другом ВУЗе

11

4

Заняться коммерцией

4

0

Не работать вообще

2

0

Затрудняюсь ответить

13

9

Страницы: 1 2 3


Овладение персонажем: рефигурированное «Я»
Этот однажды заданный предварительный вопрос сводится к следующему: что вносит поэтика повествования в проблематику самости? Перечислим здесь то, что утверждает метод повествования относительно теорий самости, которые ничем не обязаны теории повествования. Прежде всего этот метод подтверждает все характерные черты личности, которые рас ...

Задание №3
При измерении пространственных порогов тактильной чувствительности получены следующие величины порогов для женщин и мужчин (в мм): Женщины - 32, 30, 28, 30, 33, 37, 28, 27. Мужчины - 39, 36, 31, 35, 29, 34, 38. Исследователя интересует вопрос: отличаются ли между собой по величине пороги женщин и мужчин? Для решения данной задачи пр ...

Влияние науки на социальное взаимодействие
Как показал Бэк (Back, 1963), общественные науки вполне можно рассматривать как растянутую коммуникативную систему. При проведении исследований ученые получают сообщения, передаваемые им [испытуемыми] субъектами. В чистом виде такие сообщения для исследователя являются всего лишь “шумом”. Научные теории служат декодирующими устройствами ...