Мотивация учебной деятельности
Страница 2

Статьи по психологии » Мотивация обучения в аспирантуре » Мотивация учебной деятельности

«Заключение, суждение об ученике, его характеристика, должны формулироваться в щадящей форме, с опорой на положительные стороны и возможности…».

«В ходе изучения мотивации учения … надо обладать психологической грамотностью».

«Формировать мотивацию – значит не закладывать готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развёртывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались с учётом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика».

Интересно просмотреть результаты исследования мотивов профессионального самоопределения студентов первого курса УГЛТА, проведённые социологической лабораторией учреждения в 1998 году. Эти данные интересны ещё с той стороны, что по срокам опрошенные в 1998 году первокурсники приходятся на основную массу нынешних аспирантов, т.к. для большинства из них, как будет показано дальше, перерыва между окончанием вуза и поступлением в аспирантуру не было.

Так, последовательный осознанный профессиональный выбор был характерен только 54% студентам всех факультетов. У остальных когорт респондентов (46%) выбор вуза не был подкреплён профессиональными, социальными ценностями, семейными традициями и т.д., а значит, у них труднее выработать интерес к содержательной стороне учёбы – профессиональным знаниям и навыкам.

В записке указывается, что для 73% респондентов устойчивый профессиональный выбор, а у 23% решение о поступлении в УГЛТА было принято только когда они пошли подавать документы, что не ведёт к адекватному самоопределению в профессии и может способствовать разочарованию и неудовлетворённости своим выбором.

По удовлетворённости профессиональным выбором студенты первого курса разделились на тех, кто безусловно доволен – 48%, немного сомневающихся в правильности своего решения – 35%, тех, кто собирается продолжить учёбу в академии, но в своём выборе уже разочаровались – 12% и тех кто думает перевестись в другой ВУЗ – 2%. Анализ ситуации показал, что при проведении профориентационной работы специалистами, а не учителями средних школ в старших классах, среди выпускников школ, вероятность того, что студенты будут довольны своим выбором повышается, что положительно сказывается на мотивации к учёбе.

Исследования мотивации учебной деятельности представлены с условным разделением всех студентов, посещающих лекции на две группы: у одних внешняя мотивация преобладает над внутренней (содержательная сторона учебных занятий для них не так важна) – 57%; у других внутренняя мотивация преобладает над внешней (для них характерен интерес к содержанию получаемой на лекции информации) – 24%. Кроме того, обнаружилось 3% первокурсников, указавших, что обычно они не ходят на лекции.

Респондентам был предложен проективный вопрос: «На какие успехи в учёбе вы рассчитываете?». Не смогли выразить определённого мнения на этот счёт 24%, на получение красного диплома рассчитывают 2%, закончить ВУЗ без троек хотят 33%, закончить ВУЗ без задолженностей хотят 31%, не надеются сдать сессию вовремя 8%, без разницы как учиться – 2% первокурсников. Данное распределение респондентов отражает уровень их притязаний. Делается вывод, что у большинства первокурсников уровень притязаний выше среднего.

Исходя из утверждения, что чем выше уровень притязаний личности, тем больше реально достигаемый результат, предлагается повышать уровень притязаний у студентов с низкой самооценкой.

Профессиональные планы первокурсников приводятся в сравнении с таковыми у пятикурсников и представлены в табл. 2.

Таблица 2. Профессиональные планы студентов.

Профессиональные планы

Первый курс

Пятый курс

Работать по специальности в городе

14

18

Работать по специальности на периферии

3

12

Найти высокооплачиваемую работу не обязательно по специальности

36

41

Найти работу с перспективой продвижения

16

14

Учиться в аспирантуре

0

2

Получить второе образование в другом ВУЗе

11

4

Заняться коммерцией

4

0

Не работать вообще

2

0

Затрудняюсь ответить

13

9

Страницы: 1 2 3


Составляющие эмоции
Эмоция — это сложное (психическое) состояние, возникающее в ответ на определенные аффективно окрашенные переживания. Интенсивные эмоции содержат как минимум шесть общих составляющих. Одна из них часто распознается нами как субъективное переживание — аффективное состояние чувств, связанное с данной эмоцией. Вторая ее составляющая — это р ...

Практические рекомендации по преодолению тревожности и информационного стресса у студентов ВУЗа. Факторы и приемы управления тревожностью и стрессом
Факторами, уменьшающими стрессогенность среды и ее отрицательное влияние на орга­низм, являются предсказуемость внешних событий, возможность заранее подготовиться к ним, а также возможность контроля над событиями, что существенно снижает силу воздействия неблагоприятных факторов. Значи­тельную роль в преодолении отрицательного влияния н ...

Структура исследования.
Целью нашего исследования является оценка коммуникативных склонностей каждого из членов коллектива, и определить уровень общительности, и с этой целью использовали следующие методики: 1) оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе первичной профконсультации; 2) Тест «Общительность». При интерпретации полученных данны ...