Мотивация учебной деятельности
Страница 2

Статьи по психологии » Мотивация обучения в аспирантуре » Мотивация учебной деятельности

«Заключение, суждение об ученике, его характеристика, должны формулироваться в щадящей форме, с опорой на положительные стороны и возможности…».

«В ходе изучения мотивации учения … надо обладать психологической грамотностью».

«Формировать мотивацию – значит не закладывать готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развёртывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались с учётом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика».

Интересно просмотреть результаты исследования мотивов профессионального самоопределения студентов первого курса УГЛТА, проведённые социологической лабораторией учреждения в 1998 году. Эти данные интересны ещё с той стороны, что по срокам опрошенные в 1998 году первокурсники приходятся на основную массу нынешних аспирантов, т.к. для большинства из них, как будет показано дальше, перерыва между окончанием вуза и поступлением в аспирантуру не было.

Так, последовательный осознанный профессиональный выбор был характерен только 54% студентам всех факультетов. У остальных когорт респондентов (46%) выбор вуза не был подкреплён профессиональными, социальными ценностями, семейными традициями и т.д., а значит, у них труднее выработать интерес к содержательной стороне учёбы – профессиональным знаниям и навыкам.

В записке указывается, что для 73% респондентов устойчивый профессиональный выбор, а у 23% решение о поступлении в УГЛТА было принято только когда они пошли подавать документы, что не ведёт к адекватному самоопределению в профессии и может способствовать разочарованию и неудовлетворённости своим выбором.

По удовлетворённости профессиональным выбором студенты первого курса разделились на тех, кто безусловно доволен – 48%, немного сомневающихся в правильности своего решения – 35%, тех, кто собирается продолжить учёбу в академии, но в своём выборе уже разочаровались – 12% и тех кто думает перевестись в другой ВУЗ – 2%. Анализ ситуации показал, что при проведении профориентационной работы специалистами, а не учителями средних школ в старших классах, среди выпускников школ, вероятность того, что студенты будут довольны своим выбором повышается, что положительно сказывается на мотивации к учёбе.

Исследования мотивации учебной деятельности представлены с условным разделением всех студентов, посещающих лекции на две группы: у одних внешняя мотивация преобладает над внутренней (содержательная сторона учебных занятий для них не так важна) – 57%; у других внутренняя мотивация преобладает над внешней (для них характерен интерес к содержанию получаемой на лекции информации) – 24%. Кроме того, обнаружилось 3% первокурсников, указавших, что обычно они не ходят на лекции.

Респондентам был предложен проективный вопрос: «На какие успехи в учёбе вы рассчитываете?». Не смогли выразить определённого мнения на этот счёт 24%, на получение красного диплома рассчитывают 2%, закончить ВУЗ без троек хотят 33%, закончить ВУЗ без задолженностей хотят 31%, не надеются сдать сессию вовремя 8%, без разницы как учиться – 2% первокурсников. Данное распределение респондентов отражает уровень их притязаний. Делается вывод, что у большинства первокурсников уровень притязаний выше среднего.

Исходя из утверждения, что чем выше уровень притязаний личности, тем больше реально достигаемый результат, предлагается повышать уровень притязаний у студентов с низкой самооценкой.

Профессиональные планы первокурсников приводятся в сравнении с таковыми у пятикурсников и представлены в табл. 2.

Таблица 2. Профессиональные планы студентов.

Профессиональные планы

Первый курс

Пятый курс

Работать по специальности в городе

14

18

Работать по специальности на периферии

3

12

Найти высокооплачиваемую работу не обязательно по специальности

36

41

Найти работу с перспективой продвижения

16

14

Учиться в аспирантуре

0

2

Получить второе образование в другом ВУЗе

11

4

Заняться коммерцией

4

0

Не работать вообще

2

0

Затрудняюсь ответить

13

9

Страницы: 1 2 3


Понятие, виды и роль мышления в деятельности юриста.
Мышление является высшим и наиболее слож­ным процессом среди различ­ных познавательных процессов, представляющих собой отражение в со­знании человека объективной реальности. Мышление активно влияет на форми­рование личности, и являет собою опосредованное отражение в сознании чело­века существенных свойств, связей и отношений предметов и ...

Развитие внимания в дошкольном возрасте
Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки. Внимание обладает определенными ...

Полученные результаты, их анализ
Результат первой методики . Посмотрим на высший показатель - 4 учащихся, которые имеют более 850 обозначенных символов, это говорит о том, что объем внимания очень силен. Значит, эти учащиеся менее концентрировались на одной или двух букв одновременно, что дало им больше увидеть одинаковых букв в последующих строфах. Комбинаци ...