Профессиональное
самоопределение как процессСтраница 1
Профессиональное самоопределение представляет собой достаточно сложный, длительный, весьма подвижный, многоплановый и подчас противоречивый процесс, в котором отчетливо выделяются 4 стадии:
1. Стадия профессионального становления личности связана с зарождением и формированием профессиональных намерений под влиянием общего развития личности и первоначальной ориентировки в различных сферах трудовой деятельности. Психологическим критерием успешности прохождения этой стадии является соответствующий общественным потребностям и потребностям самой личности выбор профессии или специальности.
2. Стадия – период профессионального обучения и воспитания. Психологическим критерием успешности прохождения этой стадии является профессиональное самоопределение личности, то есть формирование отношения к себе как к субъекту избранной деятельности и профессиональной направленности.
3. Стадия – активное вхождение в профессиональную среду, отражающее переход к новому типу деятельности – к профессиональному труду в разных его формах. Психологическим критерием успешности прохождения этой стадии служит активное овладение профессией в условиях реального трудового процесса, нахождение себя в системе трудовых коллективов.
4. Стадия предполагает полную или частичную реализацию профессиональных устремлений и возможностей личности в самостоятельном труде. Психологический критерий успешности прохождения этой стадии – степень овладения операциональной стороной профессиональной деятельности, уровень сформированности профессионально значимых качеств личности, отношения к труду, мера мастерства и творчества [22, с.38].
Проблемы и кризисы могут возникать не только при переходе от одной стадии к другой, но и внутри отдельных стадий. Нередки случаи, когда уже к концу первого, а особенно часто на втором или третьем году обучения может измениться отношение к процессу овладения профессией. Учащиеся разочаровываются в своем профессиональном выборе, иногда задумываются о смене учебного заведения и перемене специальности. При этом все это может иметь место при неплохих в целом показателях успешности обучения и выполнения заданий во время прохождения практики. Это означает, что дело здесь не в способностях.
В психологическом плане складывается парадоксальная ситуация: учащийся, объективно находясь на второй стадии процесса профессионального становления, субъективно, то есть психологически, вновь оказывается на пороге лишь первой стадии этого процесса, а может и на подступах к ней. Иначе говоря, в процессе профессионального становления возможно и обратное, регрессивное движение.
Таким образом, профессиональное самоопределение чаще всего понимается как длительный процесс, занимающий значительную часть жизни человека. В настоящее время главной проблемой профессионального самоопределения является не только реализация своих интересов, способностей и склонностей, но и получение достойного заработка, занятие высокого положения в обществе. Все это осложняется нестабильной и чрезвычайно изменчивой ситуацией на рынке труда.
Процесс профессионального самоопределения предполагает активно познание человеком себя и своих возможностей, нередко может сопровождаться различными кризисами, затруднениями. На каждом его этапе человек достигает определенного уровня развития в качестве субъекта труда.
Чувство неполноценности и компенсация
В самом начале своей карьеры, когда он еще сотрудничал с Фрейдом, Адлер опубликовал монографию, озаглавленную "Исследование неполноценности органа и ее психической компенсации". В этой работе он развил теорию о том, почему одно заболевание беспокоит человека больше, чем другое, и почему одни участки тела болезнь поражает скоре ...
Социальные и социально-эмоциональные проблемы детей из семей алкоголиков. Ребенок в алкогольной семье
Алкоголизм-это болезненное пристрастие к алкоголю, развивающееся вследствие привычного его употребления и ведущее к утрате человеком социально ценных духовных и физических качеств. Борьба с алкоголизмом в нашей стране и в мире приобретает все большую актуальность. Это связано с тем, что данное заболевание наносит вред не только здоровью ...
Состояние и перспективы военной психологии
Состояние военной психологии - это отражение развития науки к моменту ее анализа и оценки. Оно оценивается по трем показателям: наличие социального заказа на развитие психологии в конкретной отрасли; заказ войсковой практики на психологическую науку; уровень развития психологической науки.
Таким образом, военно-психологическая наука в ...