Методы исследования
Страница 1

Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами настоящей работы.

Метод социометрии

. Это – один из социально-психологических методов изучения межличностных отношений в группе на основе выбора (предпочтения). Теория социометрического теста основана на пяти ключевых положениях (или законах), сформулированных Дж. Морено для оценки межличностных отношений в малой группе [ с. 525].

Осуществляется путем постановки косвенных вопросов, отвечая на которые испытуемый производит последовательный выбор членов группы, предпочитаемых другим в некоторой ситуации. При этом учитывается не только количественная, но и качественная сторона выраженных в тесте предпочтений. Данный метод решает следующие задачи:

■ измерение степени сплочённости – разобщённости в группе;

■ выявление соотносительного авторитета членов группы по

признакам симпатии – антипатии (лидеры, предпочитаемые,

отвергаемые, изолированные);

■ обнаружение внутригрупповых сплочённых образований во

главе с неформальными лидерами.

Тестирование

.

С помощью этого метода автором осуществлялось основное исследование (глубокое тестирование обеих групп подростков). Для его проведения использовались следующие конкретные методики:

1. Шкала «UCLA». Предназначена для измерения одиночества. Разработана Дениелом Расселом в 1978 году. 25 пунктов этой шкалы были взяты Расселом из методики определения одиночества Сизенвейна (1964), там же была взята и система ответов: никогда, редко, иногда, часто. В1980 году шкала была усовершенствована и разработан сокращённый вариант шкалы, состоящий из четырёх пунктов.

2. Методика определения коммуникативных и организаторских склонностей (КОС). Цель данной методики – определить уровень развития коммуникативных и организаторских умений и склонностей. Методика базируется на принципе отражения и оценки школьником некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях, знакомых по личному опыту и затрагивают различные стороны взаимодействия человека с окружающим миром [ с. 31]. Опросник содержит 40 вопросов: 20 из них включены в программу изучения коммуникативных способностей (проявляет ли школьник стремление к общению, много ли у него друзей; любит ли находиться в кругу друзей или предпочитает одиночество; быстро привыкает к новым людям, к новому коллективу; насколько быстро реагирует на просьбы друзей, знакомых; любит ли общественную работу; легко ли устанавливает контакты с незнакомыми людьми), другие 20 – включены в программу изучения организаторских способностей (быстрота ориентации в сложных ситуациях; находчивость, инициативность, настойчивость, требовательность; склонность к организаторской деятельности, самостоятельность, самокритичность, выдержка, отношение к общественной работе). В результате подсчёта баллов по тесту определяется один из пяти уровней развития коммуникативных и организаторских склонностей: очень низкий (1), низкий (2), средний (3), высокий (4) и высший (5).

3. Личностный опросник «НЭП». Предназначен для диагностики основных параметров личности. Содержит в себе четыре шкалы: шкала лжи, экстраверсии-интроверсии, нейротизма, психотизма. Тест разработан Г.Айзенком в 1969 году совместно с С.Айзенком и получил название «Личностный опросник Айзенка» (EPQ). Существует взрослая и детская форма. Они содержат 90 и 81 вопросов соответственно. Нами был использован адаптированный вариант данной методики, который получил название «НЭП» (нейротизм, экстраверсия, психотизм).

4. Методика исследования самооценки. Авторы - Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн [ , с. 35]. Предназначена для определения уровня самооценки учащегося, ее адекватности. Испытуемым предлагается нарисовать лестницы, обозначающие умственное развитие, здоровье, характер и счастье, при чем им сообщается, что если условно на этих лестницах расположить людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся «самые умные», а на нижней – «самые глупые», по аналогичному принципу расположатся люди на остальных лестницах.

1. Самые умные

2.Очень умные

3.Умные

4. Более или менее умные

5. Среднего ума

6. Более или менее неумные

7. Неумные

8. Глупые

9. Самые глупые

Страницы: 1 2


Основные свойства внимания
Поскольку наличие внимания означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем, прежде всего, встает вопрос о степени этой сосредоточенности, т.е. о концентрированности внимания. Концентрированность внимания – в противоположность его распыленности – означает наличие связи с определенным объектом или стороной д ...

Психосоматика
Жизнь современного человека насыщена эмоциональными переживаниями. Снижение уровня жизни, ломка привычных стереотипов, непростое социально-экономическое положение в государстве - всё это заставляет нас находиться в постоянном психическом напряжении, в состоянии стресса. Развитию психологического стресса также способствуют межличностные ...

Связь застенчивости и общения
Одной из сложных проблем психологии являются затруднения, с которыми человек сталкивается в деятельности, общении. Проблема затруднений, или "барьеров" общения, в качестве объекта специального исследования изучается с середины ХХ века (Кати Д., Ли Л., Лассвелл Г., Андерсен М., Кузьмин Е.С., Парыгин Б.Д., Ломов В.Ф., Коломенски ...