Сравнительный анализ социально- психологического и психотерапевтического тренингов
Страница 2

Статьи по психологии » Теоретические основы и типология тренингов » Сравнительный анализ социально- психологического и психотерапевтического тренингов

Выбор того либо иного методического приема, а также конкретного средства в рамках этого приема определяется следующими факторами:

1.Содержанием тренинга;

2.Особенностями группы;

3.Особенностями ситуации;

4.Возможностями тренера.

Ведущим принципом организации социально-психологического тренинга является принцип диалогизации взаимодействия, т.е. полноценного межличностного общения. Оно базируется на уважении к чужой мысли, доверии, избавлении участников от взаимных подозрений, неискренности, страха и т.п. В ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи и закономерности, уже известные в психологии, а также свои личные ресурсы и возможные особенности. www.titaniumbank.ru

Особенно эффективными в достижении целей СПТ являются те ситуации и упражнения, которые позволяют через осознание, апробирование и тренировку приемов, способов поведения и идей, предложенных тренером, активно участвовать в них всем членам группы одновременно.

В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень, позволяющий производить изменения в тренинге. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь.

Создание условий для эффективной обратной связи в группе — важная задача тренерской работы.

В тех видах тренинга, которые направлены на формирование умений, навыков и установок, используются дополнительные средства объективации поведения. Одним из них является видеозапись поведения участников группы в тех или иных ситуациях с последующим просмотром, и обсуждением.

Психотерапевтический тренинг имеет, как уже было отмечено выше, свои особенности.

Для подавляющего большинства людей психотерапия как таковая неприемлема, поскольку добровольное стремление подвергнуться курсу психотерапии означало бы поражение, прежде всего в собственных глазах.

Участие в учебной (тренинговой) программе, напротив, означает, что человек борется и не сдается. Тот факт, что в процессе тренинга человек получает психотерапевтическую поддержку, делает ПТТ еще более привлекательным, прежде всего для тех, кто в этой поддержке особенно остро нуждается.

Не смотря на то, что психотерапевтические тренинги нужны далеко не каждому человеку, они справедливо воспринимаются, осознанно или неосознанно, как мероприятие, дающее успокоение. Перефразируя выражение К. Роджерса, группа психологического тренинга выступает как экологическая ниша во время социальной бури.

В связи с этим психотерапевтический эффект дает уже сама встреча человека с группой похожих на него людей и проработка вместе с ними ситуаций из жизни, причем в лабораторных, а значит, гораздо более безопасных, условиях.

Для ведущего в ПТТ важно уметь сконструировать и организовать такие ситуации, которые давали бы возможность членам группы осознать, апробировать и промоделировать новые способы поведения, поэкспериментировать с ними.

Также в тренинговой группе должна быть создана такая среда, основными характеристиками которой являются эмпатия, принятие, безоценочность, атмосфера безопасности, доверия и открытости, позволяющая участникам группы моделировать своё поведение, не стесняясь ошибок.

К наиболее часто применяемым средствам, с помощью которых достигаются необходимые результаты, относятся: групповые дискуссии, ролевые игры, психодрама, и ее модификации , а также психогимнастика.

Страницы: 1 2 


Введение.
Все мы постоянно находимся в ситуациях общения – дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми. И, конечно же, огромное количество контактов, в кото­рые ежедневно вступает человек, требует от него выпол­нения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанци ...

Теоретический анализ проблемы тревожности и аддиктивного поведения в возрасте поздней зрелости. Аддиктивное поведение как специфический тип девиантного поведения
Девиантным называют поведение, отклоняющееся от действующих социальных норм. Социальные нормы - ожидания группы по отношению к поведению индивида в определенных социальных ситуациях и позициях. Девиантное поведение человека определяют как систему поступков или как отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и появляющ ...

Определение понятия «граффити»
Термин «граффити» происходит от итальянского «graffito» и означает «проводить линии», «писать каракулями», «выцарапывать». Первоначально этот термин относился лишь к древним надписям и употреблялся историками и археологами. Сейчас он обозначает всякую неразрешенную надпись, знак, сделанные любым способом на объектах общественной и частн ...