Сравнительный анализ социально- психологического и психотерапевтического тренингов
Страница 2

Статьи по психологии » Теоретические основы и типология тренингов » Сравнительный анализ социально- психологического и психотерапевтического тренингов

Выбор того либо иного методического приема, а также конкретного средства в рамках этого приема определяется следующими факторами:

1.Содержанием тренинга;

2.Особенностями группы;

3.Особенностями ситуации;

4.Возможностями тренера.

Ведущим принципом организации социально-психологического тренинга является принцип диалогизации взаимодействия, т.е. полноценного межличностного общения. Оно базируется на уважении к чужой мысли, доверии, избавлении участников от взаимных подозрений, неискренности, страха и т.п. В ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи и закономерности, уже известные в психологии, а также свои личные ресурсы и возможные особенности.

Особенно эффективными в достижении целей СПТ являются те ситуации и упражнения, которые позволяют через осознание, апробирование и тренировку приемов, способов поведения и идей, предложенных тренером, активно участвовать в них всем членам группы одновременно.

В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень, позволяющий производить изменения в тренинге. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь.

Создание условий для эффективной обратной связи в группе — важная задача тренерской работы.

В тех видах тренинга, которые направлены на формирование умений, навыков и установок, используются дополнительные средства объективации поведения. Одним из них является видеозапись поведения участников группы в тех или иных ситуациях с последующим просмотром, и обсуждением.

Психотерапевтический тренинг имеет, как уже было отмечено выше, свои особенности.

Для подавляющего большинства людей психотерапия как таковая неприемлема, поскольку добровольное стремление подвергнуться курсу психотерапии означало бы поражение, прежде всего в собственных глазах.

Участие в учебной (тренинговой) программе, напротив, означает, что человек борется и не сдается. Тот факт, что в процессе тренинга человек получает психотерапевтическую поддержку, делает ПТТ еще более привлекательным, прежде всего для тех, кто в этой поддержке особенно остро нуждается.

Не смотря на то, что психотерапевтические тренинги нужны далеко не каждому человеку, они справедливо воспринимаются, осознанно или неосознанно, как мероприятие, дающее успокоение. Перефразируя выражение К. Роджерса, группа психологического тренинга выступает как экологическая ниша во время социальной бури.

В связи с этим психотерапевтический эффект дает уже сама встреча человека с группой похожих на него людей и проработка вместе с ними ситуаций из жизни, причем в лабораторных, а значит, гораздо более безопасных, условиях.

Для ведущего в ПТТ важно уметь сконструировать и организовать такие ситуации, которые давали бы возможность членам группы осознать, апробировать и промоделировать новые способы поведения, поэкспериментировать с ними.

Также в тренинговой группе должна быть создана такая среда, основными характеристиками которой являются эмпатия, принятие, безоценочность, атмосфера безопасности, доверия и открытости, позволяющая участникам группы моделировать своё поведение, не стесняясь ошибок.

К наиболее часто применяемым средствам, с помощью которых достигаются необходимые результаты, относятся: групповые дискуссии, ролевые игры, психодрама, и ее модификации , а также психогимнастика.

Страницы: 1 2 


Мотивация обучения в аспирантуре
Мотивация обучения в аспирантуре – мало изученный вопрос. Он близок более изученным вопросам мотивации обучения школьников и студентов, но имеет свою специфику, связанную с возрастом учеников – по сути это уже взрослые люди. Кроме того, основой обучения аспирантов, в отличие от школьников и студентов, является подготовка и публичная защ ...

Обработка эмпирических данных математическими методами. Обработка эмпирических данных для группы А
В группе А были получены следующие результаты: (5+5+7+6); (5+5+6+6); (5+5+7+8); (4+4+6+6); (4+5+7+7); (5+4+8+7); (5+5+8+8); (5+3+6+5); (4+3+6+7); (4+5+7+7); (5+5+8+5); (4+4+6+6); (5+4+8+7); (4+4+7+6); (3+5+5+5). Посчитаем общий балл: 23+22+25+20+23+24+26+19+20+23+23+20+24+21+18=331 Балл, полученный испытуемыми в испытаниях, примем ...

Мотивация (характеристики). Классификация мотивов
Мотивы бывают осознанными и неосознанными. Работа по осознаванию мотивов требует опыта и Интел напр.Мотивы- цели – характерны для зрелых личностей. Если у че-ка есть мотивы, ему легче выполнять деятельность. Личностный смысл – (ввел Леонтьев) форма проявления мотива в сознании. Переживание, повышенная субъективная значимость предмета, о ...