Характеристики и личные качества руководителя. Виды качеств руководителя

Статьи по психологии » Психологические требования к руководителю » Характеристики и личные качества руководителя. Виды качеств руководителя

По результатам управленческой деятельности руководители могут быть отнесены к одному из следующих пяти уровней:

• репродуктивный – умеет требовать от других то, что знает сам и что предписывают приказы и распоряжения;

• адаптивный – умеет приспособить свои требования к особенностям подчиненных; www.nexttransport.ru

• локально-моделирующий – владеет стратегиями формирования у подчиненных системы знаний, умений, отношений по отдельным задачам и выдвигаемым требованиям;

• системно-моделирующий – владеет стратегиями побуждения подчиненных к самообразованию, самоорганизации, творческой самореализации, самоконтролю, то есть владеет научно обоснованной системой воздействия на подчиненных, которое обеспечивает достижение ими стабильных результатов в труде в прогнозируемых условиях и ситуациях;

• инновационно-творческий – мастерски владеет искусством руководства, для оптимального задействования творческого потенциала субъектов труда активно реализует авторские модели, алгоритмы и технологии, обеспечивая в нестандартных ситуациях реализацию адекватных управленческих мер.

Практика доказывает, что в управленческой деятельности руководители способны проявлять не только исполнительность или неисполнительность, способность или неспособность руководить, но и различного уровня творчество. В зависимости от того, на какой результат ориентируется руководитель, его творчество может проявляться как продуктивное (ориентация на самореализацию свою и подчиненных в процессе деятельности), малопродуктивное (ориентация на формальную сторону управления и использование инициативы подчиненных) и непродуктивное (ориентация на саморекламу и собственную карьеру).

В рамках предложенной модели управленческая деятельность руководителя состоит в реализации им аналитико-конструктивных, деятельностно-регулятивных, коммуникативных и оценочно-корректировочных функций, обеспечивающих эффективное воздействие на подчиненных и коллективы для гарантированного выполнения стоящих задач.

Выступая как педагог, руководитель должен иметь соответствующие личностные качества, такие как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность. Необходимо ему иметь такое качество ума, как остроумие, обладать ораторскими способностями, артистической натурой. Особенно важно для руководителя как педагога иметь готовность к эмпатии, т. е. пониманию психического состояния подчиненных, сопереживанию и потребность к социальному воздействию. Большое значение придается «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура руководителя и высокий профессионализм его деятельности.

К важным профессиональным качествам можно отнести такие, как профессиональная эрудиция, педагогическое мышление, интуиция, импровизация, наблюдательность, оптимизм, находчивость, предвидение.

К личностным свойствам руководителя как педагога и психолога следует отнести такие, как: вежливость, вдумчивость, взыскательность, воспитанность, справедливость, самокритичность, скромность, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность, логичность, гуманность, дисциплинированность и т. Д.

Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального руководителя. Стержнем его, его сердцевиной являются собственно личностные качества – направленность, уровень притязаний, самооценка, образ «Я».


Исследование избирательности внимания
Цель исследования : определить уровень избирательности внимания. Материал и оборудование : тестовый бланк, карандаш и секундомер. Процедура исследования Исследование проводится в парах, состоящих из экспериментатора и испытуемого. Экспериментатор читает испытуемому инструкцию, предъявляет тестовый бланк и фиксирует время выполнения за ...

Теоретические аспекты проблемы готовности детей к обучению в школе. Изучение проблемы готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологии
Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности. ...

Виды социально-психологических тренингов
Конечно же, невозможно за те несколько дней, которые длится тренинг, сделать из участников «мастеров общения» или «гроссмейстеров влияния». Те мыслительные схемы и стереотипы поведения, которые формировались на протяжении всей жизни, нельзя поменять за два дня. Нужна упорная и систематическая работа над собой. Цель коммуникативных трени ...