Общая теория конфликтов
Страница 1

Конфликт – это спор, столкновение двух или человек или групп за обладание одним и тем же социальным благом, которое имеет одинаково высокую ценность для обеих сторон. Иными словами, конфликт возникает только тогда, когда это благо нельзя поделить. В автобусе конфликт возникает из-за свободного места, конфликт между народами – из-за жизненно важной территории, между религиями – из-за символа веры или истинной интерпретации этого символа. Приведем некоторые примеры конфликтов: www.morebanks.ru

1) В Бразилии были обнаружены богатые месторождения золота и алмазов, что повлекло за собой активное освоение и заселение ее территорий выходцами из Португалии. После обнаружения золота на Риу-Гранди были разработаны богатые месторождения в Оуру Прету и годом позднее – в Сабаре. «Золотая лихорадка» вызвала кровавые столкновения между жителями Бразилии, которые прекратились лишь в 1720 г., когда золотодобывающая провинция Минас-Жераис отделилась от Сан-Паулу. Индейцев, живших в золотоносных областях, колонисты истребляли, изгоняли, превращали в рабов, часть их ассимилировалась.

2) В 1966–1976 гг. в Китае проходила «культурная революция». Эта грандиозная кампания была направлена против партийно-бюрократической иерархии. Весной 1966 г. отряды «красных охранников», состоявшие в основном из школьной и студенческой молодежи, начали массовые акции против партийного аппарата, привилегий высших слоев и «западного влияния», переросшие затем в террор.

3) В 1992 г. в Индии после разгрома мечети в Айодхье начались религиозные столкновения между мусульманами и индусами. Наибольшим числом жертв они сопровождались в Бомбее, где погибли 40 и были ранены 250 человек. Всего же в столкновениях погибли 233 человека. Мечеть в Айодхье, построенная в 1528 г., долгие годы служила причиной раздоров между мусульманами и индусами. Ее разрушение стало отражением острейшего конфликта между приверженцами этих двух религий.

4) В 1952 в Египте произошел военный переворот, возглавляемый Г А. Насером, с целью свержения короля Фарука, находившегося у власти с 1936 г. Причиной послужили растущая коррупция и бездарное правление короля.

Участники конфликта называются субъектами конфликта. Вопрос или благо, из-за которого разгорается конфликт – это предмет конфликта. Им могут быть территория проживания, деньги, жилище, власть и т.д. Причина и повод конфликта отличаются от предмета конфликта. Поводом для конфликта может служить незначительное происшествие.

Конфликт принимает разные формы и масштабы. Самая распространенная форма – ссора друзей, родственников, незнакомых людей, на улице, в транспорте и т.д. Более серьезная форма – бунт, мятеж, забастовка; они могут завершиться революцией, переворотом, войной. Под масштабом конфликта понимают количество участвующих людей и серьезность последствий.

Разные авторы приводят классификацию конфликтов с различных точек зрения. Рассмотрим некоторые из классификаций.

По отношению к субъекту выделяются следующие типы конфликтов:

1) Внутриличностный конфликт, который выражается борьбой противоречий внутри человека, сопровождаемой эмоциональной напряженностью. Одна из самых распространенных форм – ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.

2) Межличностный конфликт. Этот тип конфликта самый распространенный. Конфликт между личностями может проявляться как столкновение людей с различными чертами характера, взглядами и ценностями.

Страницы: 1 2


Корреляционный анализ
Корреляционный анализ (от лат. «соотношение», «связь») применяется для проверки гипотезы о статистической зависимости значений двух или нескольких переменных в том случае, если исследователь может их регистрировать (измерять), но не контролировать (изменять).(2). Задача корреляционного анализа сводится к установлению направления (положи ...

Теоретический анализ проблемы рефлексии и общения в подростковом возрасте. Понятие рефлексии в научном мире
В научной литературе существует множество точек зрения на проблему рефлексии. В современных энциклопедиях рефлексия определяется как мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, характера, отношений к себе и к другим, своих задач ...

Внимание и личность
Человек не рождается с определенными качествами внимания. В процессе формирования личности человека развивается, совершенствуется и формируется его внимание. В процессе деятельности ребенка, в ходе обучения и воспитания и под влиянием условий жизни формируется свойства личности ребенка, особенности его личности (идейная направленность, ...