Общая теория конфликтовСтраница 2
3) Конфликт между личностью и группой может возникнуть, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. В процессе функционирования группы вырабатываются групповые нормы, стандартные правила поведения, которых придерживаются её участники. Соблюдение групповых норм обеспечивает принятие или не принятие индивида группой.
4) Межгрупповые конфликты, которые часто возникают из-за отсутствия четкого согласования между группами.
По формам конфликты можно разделить на:
· полномасштабный – открытая социальная борьба, в которой четко представлены противоборствующие стороны, их интересы, объект борьбы, стратегия и тактика поведения.
· неполный конфликт – вовлекает меньшее число участников, у него слабо структурированы интересы и состав сторон, он в меньшей степени легализован и не отличается открытым поведением.
По длительности все конфликты делятся на:
· кратковременные;
· продолжительные.
По природе возникновения выделяют:
· деловые конфликты – имеют производственную основу и возникают в связи с поиском путей решения сложных проблем, с отношением к имеющимся недостаткам, выбора стиля руководителя и т.д.
· эмоциональные конфликты – имеют сугубо личностную природу. Источник этих конфликтов кроется либо в личностных качествах оппонентов, либо в их психологической несовместимости.
С точки зрения причин конфликтной ситуации существуют три типа конфликтов:
1) конфликт целей, когда ситуация характеризуется тем, что участвующие в нем стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем;
2) конфликт познания или когда существует ситуация, в которой у участвующих сторон расходятся взгляды, идеи и мысли по решаемой проблеме;
3) чувственный конфликт, появляющийся в ситуации, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел, взаимодействия или поведения в целом.
По направлению конфликты делятся на:
· «горизонтальные»;
· «вертикальные»;
· смешанные.
Конфликты, имеющие «вертикальную» линию, наиболее нежелательны для руководителя, так как его действия рассматриваются всеми сотрудниками через призму этого конфликта. И даже в случае полной объективности руководителя в любом его шаге будут видеть происки по отношению к его оппонентам. А поскольку информационности или подготовки подчиненным часто недостает, чтобы квалифицированно оценить действия руководства, то недопонимание компенсируется обычно домыслами, преимущественно агрессивного характера. В результате конфликт усугубляется.
Конфликты также бывают: открытыми и скрытыми.
По характеру объективности либо субъективности причин конфликта можно подразделить соответственно на объективные и субъективные.
Предметная сторона конфликта зависит от интересов, актуальной мотивации. Так, трудовые конфликты связаны с удовлетворением потребностей конкретных целей в процессе трудовой деятельности, политические – с властными отношениями, экологические – порождены глобальными проблемами современного поведения участников и т.д.
Таким образом, существует великое множество всевозможных видов конфликтов. Ниже будут рассмотрены только некоторые виды межличностных, межгрупповых конфликтов и конфликтов между группой и личностью, так как они наиболее распространены и представляются более всего интересными.
Анализ результатов исследования.
По методике «Диагностика потребности в поисках ощущений» получили следующие результаты (См. Приложение 1).
Для Ф.К. характерен высокий уровень потребности в ощущениях, так как он набрал 13 баллов, что означает наличие влечения, возможно бесконтрольного, к новым, «щекочущим нервы» впечатлениям, что часто может провоцировать субъекта на ...
Приложения
Приложение 1
Методика «МЭДОС»
Цель: изучить проявление свойств самосознания.
Опыт выполняется на основе беседы, в которой ребенку предлагается ответить на ряд вопросов.
Материал: список утверждений, бланк для фиксации ответов.
Список утверждений:
· Хочешь быть слишком маленьким
· Считаешь себя некрасивым
· Считаешь себя нездоров ...
Речь и ее функции
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемы ...

