Личностные особенности студентов, испытывающих
трудности в профессиональном самоопределении. Мотивы обучения в вузе студентов, испытывающих
трудности в профессиональном самоопределенииСтраница 1
Для исследования мотивов обучения была использована методика изучения мотивов учебной деятельности студентов А. А. Реана и В. Я. Якунина. Исследуемые оценивали значимость для себя 15-ти мотивов учебной деятельности, используя 7-ми балльную шкалу (1 балл – мотив совсем не значим, 7 баллов – максимальная значимость мотива).
Мотивы, предложенные для оценивания:
1. стать высококвалифицированным специалистом;
2. получить диплом;
3. успешно продолжить обучение;
4. успешно сдавать экзамены;
5. приобрести глубокие и прочные знания;
6. быть готовым к занятиям;
7. не запускать учебу;
8. не отставать от сокурсников;
9. обеспечить успех будущей профессии;
10. выполнять педагогические требования;
11. достичь уважения преподавателей;
12. быть примером для сокурсников;
13. добиться одобрения;
14. избежать осуждения и наказания;
15. получить интеллектуальное удовлетворение.
Выраженность мотивов к обучению в вузе студентов представлена на рисунке 1.
Рис 1 Мотивы обучения в вузе студентов
Где:
Группа 1 – студенты с трудностями с профессиональным самоопределением,
Группа 2 – студенты без трудностей с профессиональным самоопределением;
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15 – мотивы обучения (см. выше список мотивов).
Как видно по графику на высоком уровне развития для 2-х групп находиться мотив получения диплома. Этот мотив является внешним по отношению к личности человека, то есть не направлен на обогащение внутреннего мира.
Можно предположить, что высокая значимость мотива получения диплома связана с особенностями нашего времени, когда большинство людей стремится получить высшее образование, без которого трудно найти престижную работу.
Высоким баллам для обеих групп соответствует значимость следующих мотивов: стать высококвалифицированным специалистом, приобрести глубокие и прочные знания, обеспечить успех будущей профессии и получить интеллектуальное удовлетворение. Это внутренние по отношению к человеку мотивы, реализация которых способствует развитию его личности.
Для установления различий в выраженности мотивов был использован непараметрический U-критерий Манна-Уитни, так как распределение признаков не является нормальным, что было установлено с помощью непараметрического критерия Колмогорова-Смирнова. Полученные результаты представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Различия в мотивах к обучению студентов
Мотивы к обучению |
Значение U- критерия |
Уровень значимости |
3.Успешно продолжить обучение |
126,000 |
p≤0,05 |
8. Не отставать от сокурсников |
191,000 |
p≤0,05 |
11. Достичь уважения преподавателей |
94,000 |
p≤0,05 |
13. Добиться одобрения |
185,500 |
p≤0,05 |
14. Избежать осуждения и наказания |
195,000 |
p≤0,05 |
15. Получить интеллектуальное удовлетворение |
186,500 |
p≤0,05 |
«Исследование способностей к наукам»
В 1575 г. в испанском городе Баэса вышла в свет небольшая книга под названием «Исследование способностей к наукам». Её автор— Хуан Уарте был известен своим согражданам не как писатель, но как опытный врач, уже снискавший себе уважение жителей этого города своими знаниями и, по свидетельству некоторых источников, мужественным поведение ...
Психологические особенности застенчивых людей
Развитие психики в онтогенезе - процесс эволюции способов взаимодействия индивида с окружающей средой. В настоящее время можно говорить о том, что противоположности в ориентации или на врожденное, или на выученное (monada - tabula rasa) снимаются в таком понятии развития, в котором оно рассматривается как процесс, приводящий к изменения ...
Эмоционально-волевая сфера личности
Эмоции
- это особый класс психич. состояний, протекающих в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнеД-ти чел-а. Т.о. наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность. Эмоции связаны с регуляцией Д-ти чел-а. Эмоции выражаются в специфических переживаниях, в по ...