Личностные особенности студентов, испытывающих
трудности в профессиональном самоопределении. Мотивы обучения в вузе студентов, испытывающих
трудности в профессиональном самоопределенииСтраница 1
Для исследования мотивов обучения была использована методика изучения мотивов учебной деятельности студентов А. А. Реана и В. Я. Якунина. Исследуемые оценивали значимость для себя 15-ти мотивов учебной деятельности, используя 7-ми балльную шкалу (1 балл – мотив совсем не значим, 7 баллов – максимальная значимость мотива).
Мотивы, предложенные для оценивания:
1. стать высококвалифицированным специалистом;
2. получить диплом;
3. успешно продолжить обучение;
4. успешно сдавать экзамены;
5. приобрести глубокие и прочные знания;
6. быть готовым к занятиям;
7. не запускать учебу;
8. не отставать от сокурсников;
9. обеспечить успех будущей профессии;
10. выполнять педагогические требования;
11. достичь уважения преподавателей;
12. быть примером для сокурсников;
13. добиться одобрения;
14. избежать осуждения и наказания;
15. получить интеллектуальное удовлетворение.
Выраженность мотивов к обучению в вузе студентов представлена на рисунке 1.
Рис 1 Мотивы обучения в вузе студентов
Где:
Группа 1 – студенты с трудностями с профессиональным самоопределением,
Группа 2 – студенты без трудностей с профессиональным самоопределением;
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15 – мотивы обучения (см. выше список мотивов).
Как видно по графику на высоком уровне развития для 2-х групп находиться мотив получения диплома. Этот мотив является внешним по отношению к личности человека, то есть не направлен на обогащение внутреннего мира.
Можно предположить, что высокая значимость мотива получения диплома связана с особенностями нашего времени, когда большинство людей стремится получить высшее образование, без которого трудно найти престижную работу.
Высоким баллам для обеих групп соответствует значимость следующих мотивов: стать высококвалифицированным специалистом, приобрести глубокие и прочные знания, обеспечить успех будущей профессии и получить интеллектуальное удовлетворение. Это внутренние по отношению к человеку мотивы, реализация которых способствует развитию его личности.
Для установления различий в выраженности мотивов был использован непараметрический U-критерий Манна-Уитни, так как распределение признаков не является нормальным, что было установлено с помощью непараметрического критерия Колмогорова-Смирнова. Полученные результаты представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Различия в мотивах к обучению студентов
Мотивы к обучению |
Значение U- критерия |
Уровень значимости |
3.Успешно продолжить обучение |
126,000 |
p≤0,05 |
8. Не отставать от сокурсников |
191,000 |
p≤0,05 |
11. Достичь уважения преподавателей |
94,000 |
p≤0,05 |
13. Добиться одобрения |
185,500 |
p≤0,05 |
14. Избежать осуждения и наказания |
195,000 |
p≤0,05 |
15. Получить интеллектуальное удовлетворение |
186,500 |
p≤0,05 |
Особенности жизненных установок студентов с
аддиктивным поведением. Место
студенчества в социальной структуре общества и в группе молодежи
Студенчество определяется как "особая социальная группа, характеризующаяся специально организованными, пространственно и временно структурированными бытием, условиями труда, быта и досуга, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций". К системообразующим признакам студенчества различные исследователи от ...
Сравнительный анализ социально- психологического и
психотерапевтического тренингов
Мы в своей работе проведём сравнительный анализ социально-психологического тренинга с психотерапевтическим по заданной схеме:
Цели ведущего.
Результаты участника.
Результаты группы.
Средства, с помощью которых достигаются данные результаты. Основными целями тренера, или ведущего, и в социально-психологическом тренинге (СПТ), и в пси ...
Специфика реализации дифференцированного подхода в обучении
младших школьников
В настоящее время образование рассматривается педагогами как общечеловеческая ценность. Это подтверждается конституционально закрепленным правом человека на образование в большинстве стран. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования.
Реализация тех или иных ценностей приводит к функцион ...