Заключение
Страница 2

Перед нами прошли стадии развития в научном познании психологической мысли в России. В их смене есть определенная логика и закономерность. Древо познания ветвится по своим законам, постичь которые можно, лишь обратившись к его истории, преобразования и гибели конкретных воззрений на психические формы жизни. Проникновение в тайны истории делает возможным вероятный прогноз ее дальнейшей эволюции. www.cleverbanks.ru

Таким образом, можно прийти к выводу, что психология в России на рубеже XIX века представляла собой интенсивно развивающуюся область научного знания, о чем свидетельствовали:

- завершение ее оформления в самостоятельную научную дисциплину;

- организационное укрепление;

- формирование развернутой научной структуры психологического знания, представленной разными направлениями и уровнями его развития;

- возрастание авторитета психологии в научном сообществе и усиление ее влияния на все аспекты культурной жизни русского общества.

Разумеется, на фоне столь позитивной картины проявлялись и серьезные трудности, являвшиеся оборотной стороной достижений и успехов психологии в России XX столетия.

Интенсивное развертывание разных подходов к исследованию человека (альтернативных по своим методолого-теоретическим основаниям) выступало как проявление естественной и нормальной тенденции в развитии познания столь сложного и многогранного предмета, каким является психическая реальность. Это позволяло по-разному, на основе реализации различных стратегий исследования, и достаточно полно, с охватом разных сторон и аспектов, исследовать психические явления, создавало благоприятную почву для научных дискуссий.

Но в то же время столь разноплановые и методологически несовместимые течения затрудняли объединение и сопоставление накапливаемой в них психологической фактологии, делали практически невозможным создание единой психологической теории.

Это осознавалось многими известными российскими психологами конца XIX - начала XX вв. и стимулировало их к поиску путей преодоления указанных трудностей.

Глоссарий

№ п/п

Новое понятие

Содержание

1

Анимизм

от лат. «анима» – дух, душа – древнейший взгляд, согласно которому у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами

2

Апперцепция

от лат. ad - к и perceptio – восприятие - зависимость восприятия от общей направленности и всего предшествующего опыта человека

Априоризм

от лат. a priori – предшествующий - познание до опыта - априори. Априорным называется взгляд, правильность которого не может быть доказана или опровергнута опытом.

В XX в. на основе неокантианства, прагматизма и конвенционализма сложилась т.н. функциональная концепция априорности, согласно которой априорные положения - это исходные постулаты науки, причем их выбор включает момент условности, конвенциональности.

Ассоцианизм  

одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации.

Ассоциативная психология

одно из основных направлений в психологии XVII-XIX вв. Главный объяснительный принцип психической жизни - ассоциации, а единица анализа психики - ассоциация

Бихевиоризм

психологическое направление, объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими-либо внешними воздействиями

Гештальт-психология

исследует психическую деятельность субъекта, строящуюся на основе восприятия окружающего мира в виде гештальтов. В 20-х гг. ХХ в. К.Левин расширил сферу гештальтпсихологии путем введения «личностного измерения»

Гносеология

раздел философии в котором изучаются: проблемы природы познания и его возможности; отношение знания к реальности; всеобщие предпосылки познания и условия его достоверности и истинности

Детерминизм

философское учение о закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений

Догматизм  

одностороннее, схематичное, окостеневшее мышление, оперирующее догмами. В основе догматизма лежит слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений

Интроспективный метод

метод психологического анализа. Заключается в наблюдении собственных психических процессов, без использования каких-либо инструментов или эталонов

Когнитивная психология

направление в психологии, как системы когнитивных операций: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект

Метод историко-психологического познания

способ реконструкции исторической динамики психологических идей, изучения творческого наследия ученых,

воссоздания логики развития психологического знания в отдельные исторические периоды

Психоанализ

от греч. psyche - душа и analysis - разложение, расчленение, исследование

Психологическое знание

знания, опирающиеся на психологическую фактологию и теоретические рассуждения о закономерностях и механизмах

формирования, развития и функционирования психики

Психология

от греч. psyche - душа и logos - учение, наука, наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности

Сознание

одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Психология изучает происхождение, структуру и функционирование сознание индивида. Характеризуется: активностью, интенциональностью (направленностью на предмет), способностью к рефлексии, самонаблюдению (осознание самого сознания), мотивационно-ценностным характером; различной степенью (уровнями) ясности.

Сравнительная психология

-

1) раздел психологии, изучающий сходства и различия в поведении и психике между животными и человеком, а также эволюцию поведения и психики в процессе антpoпoгeнeзa;

2) общее название для любых сравнительных исследований в психологии, при которых сравниваются психологические особенности людей, отличающихся по тому или иному признаку;

3) синоним зоопсихологии;

4) американское психологическое направление в изучении поведения животных. С. п. стала активно развиваться со второй половины XIX в. после появления теории Дарвина.

Физиологическая психология

раздел психологии, посвященный изучению физиологических механизмов высших психических функций. Подразделяется на психофизиологию и нейропсихологию

Функционализм

направление, исследующее психические процессы с точки зрения их функции в приспособлении организма к среде

Эмпирическая психология

от греч. empeiria – опыт - описывает и изучает конкретные явления психической жизни, в отличие от рациональной психологии, выводящей явления из природы и сущности души

Фрустрация  

от лат. frustratio - обман, расстройство, разрушение планов

1) психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи;

2) состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи.

Страницы: 1 2 3


Прескриптивные искажения психологических теорий
Как исследователи человеческого взаимодействия, мы втянуты в специфическую двойственность. С одной стороны, мы ценим интеллектуальную бесстрастность в научных вопросах и прекрасно осознаем искажающий эффект сильной приверженности тем или иным ценностям. С другой стороны, как существа социализированные, мы обладаем многочисленными ценнос ...

Речь и ее развитие в онтогенезе
Речь - исторически сложившаяся форма общения людей, опосредованная языком. Язык – система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей опред. значение и смысл. Рубинштейн: «Речь – это язык, функционирующий в контексте индивидуального сознания». По своему жизненному значению речь имеет полифункци ...

Роль и место воображения в структуре познават. деятельности человека
Воображение - это пс. процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Это форма человеч. психики, стоящая отдельно от всех психич. процессов и вместе с тем занимающая промежуточное место между восприятием, памятью и мышлением. Рубинштейн: «Воображение – это отле ...