Теоретический анализ проблемы установки в современной социальной психологии. Установка как категория социальной психологии и социально-психологическое явление
Страница 1

Статьи по психологии » Склонность к правому авторитаризму у школьников 11-х классов » Теоретический анализ проблемы установки в современной социальной психологии. Установка как категория социальной психологии и социально-психологическое явление

В ходе теоретического исследования установки, как понятия социальной психологии, нами были выделены определения понятия «установка» из различных источников российских и зарубежных авторов:

Социальная установка - устойчивая система взглядов и представлений, подготавливающая индивида к определенным действиям, которая может быть выражена в форме отрефлексированных суждений. Синоним-аттитюд[32].

Социальная установка - фиксированная в социальном опыте личности (группы) предрасположенность воспринимать и оценивать социально значимые объекты, а также готовность личности (группы) к определенным действиям, ориентированным на социально значимые объекты[3].

Установка - готовность к реализации актуальной в данной ситуации потребности. Установка может быть устойчиво личностной или ситуативной предрасположенностью к определенному восприятию, осмыслению и поведению. Установки выражают внутреннюю позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к событиям, фактам, людям, идеям[12].

Социальная установка - это общая ориентация на тот или иной социальный объект, предшествующая действию и выражающая предрасположенность действовать определенным образом относительно данного объекта. Знание социальной установки личности позволяет в известной степени достоверности прогнозировать ее поведение в некоторых ситуациях. Установки опосредуют влияние внешних воздействий и уравновешивает личность со средой[12].

Установка - готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека[11].

Социальная установка - это предрасположенность индивида определенным образом оценивать других людей, различные объекты, явления или идеи. Важность изучения установок обусловлена тем, что они так или иначе влияют на поведение человека[14].

Установка - любое состояние, диспозиция или тенденция организма реагировать определенным образом[13].

В российской социальной психологии исследованием социальной установки, как социально-психологического явления занимались следующие ученые: Асмолов, Ядов, Узнадзе.

В зарубежной социальной психологии исследованиями установок занимались такие авторы как: Терстоун, Осгуд, Смит, Гибсон, Сарнофф.

Установка – это благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-либо или на кого-либо, которая выражается в мнениях, чувствах и целенаправленном поведении [5].

Ф.Оллпорт характеризует аттитюд как бессознательную составляющую поведения, которая подготавливает его и направляет, активизируя при этом одни реакции и тормозя другие на фоне общего сближения результатов и потребностей, регулирующих как восприятие, так и действие [16].

«Я определяю аттитюд как намерение реагировать позитивно или негативно на психологический объект, которым может быть любой символ, личность, фраза, слог или идея, относительно которой индивид может иметь различные чувства»[34].

«Аттитюд – это имплицитная драйв-производная реакция относительно социального значения в индивидуальной сфере деятельности»[18].

Смит, Брунер и Уайт считают, что аттитюд – «это предрасположенность к опыту, которая мотивирует индивида к определенным действиям относительно объектов»[32].

Чарльз Осгуд главным качеством аттитюда видит «предрасположенность реагировать, которая зависима от других состояний, таких, как готовность к предрасположению относительно оценочного ответа»[27].

Сарнофф определяет аттитюд как склонность реагировать положительно или отрицательно на определенный класс объектов[28].

Креч, Кратчфильд и Баллачи в 1962 году обозначили аттитюд как «постоянные системы положительных или отрицательных оценок, когниций и действий «рrо or contra» в отношении социальных объектов».

«Социальная установка есть устойчивое, латентное состояние предрасположенности индивида к положительной или отрицательной оценке объекта или ситуации, сложившейся на основе его жизненного опыта, оказывающее регулятивное, организующее влияние на перцептуальные, эмоциональные и мыслительные процессы и выражающееся в последовательности поведения (как вербального, так и невербального) относительно данного объекта в данной ситуации»[15].

Страницы: 1 2 3


Игрушка и ее значение в игровом процессе
В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности детей. Ребенок проводит в игре много времени. Она вызывает существенные изменеия в ег психике. Дети очень любят, когда взрослые (родители, родственники) играют вместе с ними. Имеется в виду в первую очередь очень подвижные шумные игры и веселая возня. Раскачивание на согнутых ногах, ...

Практическое применение собеседования при приеме на работу. Описание объекта исследования.
В нашем исследовании было протестировано 22 человека (10 мужчин и 12 женщин), работающих в одной команде в центре «Алегат». Все они занимаются продвижением товаров, распространяющих фирмой. Возраст участников от 21 до 37 лет. Выборка была случайной. ...

Постановка проблемы исследования.
Мы будем придерживаться подхода Наенко Н.И. [39, с. 60] к проблеме тревожности как компоненту информационного стресса в учебной деятельности. Он рассматривает тревожность - как многозначный психологический термин, которым описывают как определенное состояние индивида в ограниченный момент времени, так и устой­чивое свойство любого челов ...