Сущность, функции и виды речи
Страница 2

Исследования дали возможность убедиться в правомерности тезиса о том, что речь относится к числу важнейших психологических функций человека, что это форма общения, опосредованная языком. С помощью речи человек может выразить свой внутренний мир, чтобы быть понятым другими людьми. Содержание речи отражает текущую направленность сознания. Речь переводит психические феномены в психологический продукт, т.е. в мысль, выраженную в языке. Каждому акту мысли есть соответствие в языке. Речь является феноменом индивидуального сознания человека. В процессе речи используется язык. Основные особенности речи: текучесть, неустойчивость, переменчивость, аналогичность.

В отечественной психологии принято рассматривать речь как речевую деятельность, структура которой включает в себя фазы ориентировки, планирования, реализации и контроля.

В психологии и лингвистики различают речь и язык. Ф. де Соссюр считал речь явлением психологическим, связанным с ситуацией общения, а язык относил к социальным явлениям, подлежащим изучению со стороны лингвистики.

Речь характеризуется выразительностью (связанной с эмоциональной насыщенностью), воздейственностью (влияет на мысли, чувства и поведение людей), понятностью и содержательностью. Она может выражать просьбу, совет, результаты размышлений, внутреннее состояние человека, констатацию фактов и т.п.

Речь выполняет ряд функций:

· сигнификативную (обозначение, называние), отличающую речь от коммуникации животных, со словом связано представление о чем-либо;

· коммуникативную (речь как средство общения, передачи информации), которая разделяется на информационную, выразительную и волеизъявительную.

Речь имеет в своей основе следующие механизмы:

· создание смысловой основы (программирование смыслового высказывания в виде образов, представлений, схем);

· переход от программы к грамматической структуре речи (механизмы грамматического прогнозирования, трансформации, то есть перехода от одного типа конструкции к другой);

· механизмы поиска нужных слов по семантическим и звуковым признакам;

· механизмы выбора звуков и перехода от моторной программы к ее заполнению звуками;

· механизмы реального осуществления звучания речи.Речь обеспечивается работой ряда физиологических механизмов:

· синтагматических (динамическая организация речевого высказывания);

· парадигматических (связь задних отделов левого полушария с кодами речи: фонематическим, семантическим и др.);

· восприятия речи (преобразование речевого сигнала, его анализ на основе детекторного кодирования, фонематическая интерпретация полученной информации);

· организации речевого ответа (опосредование воспринимаемого и произносимого фонематическими кодами, обеспечивающими анализ слов).

Физиологическую основу речи представляет деятельность второй сигнальной системы. Выделяют следующие речевые зоны коры: слуховой анализ речи (центр Вернике), двигательный анализ речи (центр Брока). Понимание смысла речи связано с функциями ассоциативных зон коры больших полушарий.

Речь обслуживает процесс общения людей – коммуникацию. В связи с этим в исследованиях речи сформировался коммуникативный подход. В русле данного подхода текст начал рассматриваться не изолированно, а в рамках того взаимодействия, в котором он возник, то есть как продукт и компонент коммуникативного процесса. Такой текст называется дискурсом.

Дискурс – это различные виды разговорной практики, диалог, интервью и т.п. Дискурс – это целенаправленное действие, предпринятое для достижения целей собеседников. Дискурс зависит от ситуации, так как различный жизненный контекст задает правила ведения разговора и адекватные формы выражения (например, ситуация светской беседы отличается от экзаменационного диалога). Дискурс обращен не только к ситуации, но и к говорящим. В процессе дискурса собеседники вступают в социальное взаимодействие.

Страницы: 1 2 3


Целеполагание
Главным вопросом, по мнению А.Блазера и соавторов, является вопрос о том, как пациент до настоящего времени пытался решить данную проблему? Изменилась ли его жизнь? Стало лучше или хуже после попытки решения? и т.д. Условия, связанные с историей жизни пациента. Особого анализа заслуживают обстоятельства жизни, соответствующие первому п ...

Проблема личности в социальной психологии: социализация, социальная установка, проблемы личности и группы
Социальная психология, пользуясь определением Л-и, которое дает общая психология, выясняет, каким образом, т.е. в каких группах. Л., с одной стороны усваивает социальные влияния, а, с другой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной Д-ти). Социальная ...

Введение.
Проблема подростковой беременности и родов актуальна во всем мире. Сегодня по всему земному шару рожают более 15 миллионов подростков, а еще пять миллионов вынуждены прибегать к прерыванию беременности. В связи с этим возникает необходимость изучения и осмысления такого явления как несовершеннолетнее материнство. В нашей стране раннее ...