Сущность, функции и виды речиСтраница 2
Исследования дали возможность убедиться в правомерности тезиса о том, что речь относится к числу важнейших психологических функций человека, что это форма общения, опосредованная языком. С помощью речи человек может выразить свой внутренний мир, чтобы быть понятым другими людьми. Содержание речи отражает текущую направленность сознания. Речь переводит психические феномены в психологический продукт, т.е. в мысль, выраженную в языке. Каждому акту мысли есть соответствие в языке. Речь является феноменом индивидуального сознания человека. В процессе речи используется язык. Основные особенности речи: текучесть, неустойчивость, переменчивость, аналогичность.
В отечественной психологии принято рассматривать речь как речевую деятельность, структура которой включает в себя фазы ориентировки, планирования, реализации и контроля.
В психологии и лингвистики различают речь и язык. Ф. де Соссюр считал речь явлением психологическим, связанным с ситуацией общения, а язык относил к социальным явлениям, подлежащим изучению со стороны лингвистики.
Речь характеризуется выразительностью (связанной с эмоциональной насыщенностью), воздейственностью (влияет на мысли, чувства и поведение людей), понятностью и содержательностью. Она может выражать просьбу, совет, результаты размышлений, внутреннее состояние человека, констатацию фактов и т.п.
Речь выполняет ряд функций:
· сигнификативную (обозначение, называние), отличающую речь от коммуникации животных, со словом связано представление о чем-либо;
· коммуникативную (речь как средство общения, передачи информации), которая разделяется на информационную, выразительную и волеизъявительную.
Речь имеет в своей основе следующие механизмы:
· создание смысловой основы (программирование смыслового высказывания в виде образов, представлений, схем);
· переход от программы к грамматической структуре речи (механизмы грамматического прогнозирования, трансформации, то есть перехода от одного типа конструкции к другой);
· механизмы поиска нужных слов по семантическим и звуковым признакам;
· механизмы выбора звуков и перехода от моторной программы к ее заполнению звуками;
· механизмы реального осуществления звучания речи.Речь обеспечивается работой ряда физиологических механизмов:
· синтагматических (динамическая организация речевого высказывания);
· парадигматических (связь задних отделов левого полушария с кодами речи: фонематическим, семантическим и др.);
· восприятия речи (преобразование речевого сигнала, его анализ на основе детекторного кодирования, фонематическая интерпретация полученной информации);
· организации речевого ответа (опосредование воспринимаемого и произносимого фонематическими кодами, обеспечивающими анализ слов).
Физиологическую основу речи представляет деятельность второй сигнальной системы. Выделяют следующие речевые зоны коры: слуховой анализ речи (центр Вернике), двигательный анализ речи (центр Брока). Понимание смысла речи связано с функциями ассоциативных зон коры больших полушарий.
Речь обслуживает процесс общения людей – коммуникацию. В связи с этим в исследованиях речи сформировался коммуникативный подход. В русле данного подхода текст начал рассматриваться не изолированно, а в рамках того взаимодействия, в котором он возник, то есть как продукт и компонент коммуникативного процесса. Такой текст называется дискурсом.
Дискурс – это различные виды разговорной практики, диалог, интервью и т.п. Дискурс – это целенаправленное действие, предпринятое для достижения целей собеседников. Дискурс зависит от ситуации, так как различный жизненный контекст задает правила ведения разговора и адекватные формы выражения (например, ситуация светской беседы отличается от экзаменационного диалога). Дискурс обращен не только к ситуации, но и к говорящим. В процессе дискурса собеседники вступают в социальное взаимодействие.
Природа конфликтов в молодой семье в период первичной адаптации. Конфликтность
молодой семьи как объект исследований в научной литературе
По определению Н. Я Соловьева, семья - это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство[4].
Молодой семье ...
Характеристика выборки, методов и методик исследования. Характеристика
выборки и этапов исследования
Исследование проводилось в 9 А классе МОУ СОШ № 5 города Мыски Кемеровской области. В исследовании приняло участие 28 человек, из которых 15 девочек и 13 мальчиков в возрасте 14 – 16 лет.
Можно выделить следующие три этапа исследования:
1. Подготовительный этап, на котором прошел подбор методик для исследования, подготовка раздаточног ...
Корреляционный анализ
Корреляционный анализ (от лат. «соотношение», «связь») применяется для проверки гипотезы о статистической зависимости значений двух или нескольких переменных в том случае, если исследователь может их регистрировать (измерять), но не контролировать (изменять).(2). Задача корреляционного анализа сводится к установлению направления (положи ...