Сущность, функции и виды речи
Страница 3

Дискурс – это сложно организованная структура, продукт совместной деятельности коммуникантов. Координацию действий говорящих обеспечивает не только значение слов, но и специальные приемы и правила, использующиеся в разговоре. Такие правила являются конвенциональной основой вербального взаимодействия. Реконструкция таких правил является задачей дискурс-анализа. В связи с этим проводятся исследования организации повседневного разговора (соседствующие реплики, законы их подачи и т.д.). Описываются правила, определяющие организацию диалогической речи. Например, принцип предпочитаемой структуры характеризует особенности речевых фрагментов с подтверждающими и отклоняющими ответными репликами.

П. Грайс сформулировал коммуникативные максимы или пять базовых принципов, регулирующих поведение собеседников:

♦ список кооперации (готовность партнеров к сотрудничеству);

♦ максима количества (каждый должен вносить в разговор не слишком много, но достаточно информации);

♦ максима качества (предписывает правдивость);

♦ максима релевантности (реплики должны быть уместны и отвечать текущему контексту разговора);

♦ максима способов коммуникации (избегать неясности, двусмысленности, дезорганизующих действий).

В теории речевых актов разрабатываются вопросы, касающиеся факторов, которые обеспечивают выражение и понимание намерений. Теория речевых актов описывает необходимые правила, условия, психологические предпосылки. Например, акт обещания должен отвечать ряду требований: он предписывает говорящему будущее действие, действие должно быть желательным для слушающего и т.д. Предлагаются также универсальные модели, представляющие разговор в форме «шаг» – «противошаг».

Влияние условий коммуникации рассматривается в рамках исследований разговорной речи. В науке описаны типовые модели разговорной практики, выявлены факторы, влияющие на ее структуру, эффективность.

Страницы: 1 2 3 


Осмысленность
Высшей формой предметного восприятия является осмысленное восприятие. Благодаря осмысленности наше восприятие перестает быть биологическим процессом, каким оно было у животных. Усваивая в процессе развития общественно-исторический опыт, человек отражает также значения предметов, выработанные в практической деятельности предшествующих по ...

Музыкально – дидактические
Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Педагог знакомит детей с правилами игры, ставит перед ними определенную дидактическую задачу. Вначале воспитатель является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в другие режимные про ...

Исследование переключения внимания
Цель исследования : определить уровень переключаемости внимания. Оборудование : секундомер и модифицированная цифровая таблица Шульте. На таблице в 49 квадратах размещены числа черного и красного цвета в случайной комбинации, исключающей возможность запоминания. Размеры ячеек квадратов с цифрами – 5х5 см, а расположены они рядами 7 – п ...