Сущность, функции и виды речи
Страница 3

Дискурс – это сложно организованная структура, продукт совместной деятельности коммуникантов. Координацию действий говорящих обеспечивает не только значение слов, но и специальные приемы и правила, использующиеся в разговоре. Такие правила являются конвенциональной основой вербального взаимодействия. Реконструкция таких правил является задачей дискурс-анализа. В связи с этим проводятся исследования организации повседневного разговора (соседствующие реплики, законы их подачи и т.д.). Описываются правила, определяющие организацию диалогической речи. Например, принцип предпочитаемой структуры характеризует особенности речевых фрагментов с подтверждающими и отклоняющими ответными репликами.

П. Грайс сформулировал коммуникативные максимы или пять базовых принципов, регулирующих поведение собеседников:

♦ список кооперации (готовность партнеров к сотрудничеству);

♦ максима количества (каждый должен вносить в разговор не слишком много, но достаточно информации);

♦ максима качества (предписывает правдивость);

♦ максима релевантности (реплики должны быть уместны и отвечать текущему контексту разговора);

♦ максима способов коммуникации (избегать неясности, двусмысленности, дезорганизующих действий).

В теории речевых актов разрабатываются вопросы, касающиеся факторов, которые обеспечивают выражение и понимание намерений. Теория речевых актов описывает необходимые правила, условия, психологические предпосылки. Например, акт обещания должен отвечать ряду требований: он предписывает говорящему будущее действие, действие должно быть желательным для слушающего и т.д. Предлагаются также универсальные модели, представляющие разговор в форме «шаг» – «противошаг».

Влияние условий коммуникации рассматривается в рамках исследований разговорной речи. В науке описаны типовые модели разговорной практики, выявлены факторы, влияющие на ее структуру, эффективность.

Страницы: 1 2 3 


Способы разрешения конфликтов
Стиль поведения в конфликте совпадает по значению со спо­собом его разрешения. Относительно общения между людьми стиль есть манера вести себя, совокупность характерных приемов, отличающих образ действий, т.е. в данном случае способ преодо­ления конфликтной ситуации, решения проблемы, приведшей к конфликту. Следовательно, путь к урегулир ...

Проведение качественного анализа
Мы ставили перед собой следующую цель: исследование о существовании связи между восприятием, вниманием, памятью дошкольника. Мы провели исследование уровней восприятия, внимания, памяти с помощью соответствующих методик. Проведенное нами исследование показало следующие результаты: большинство испытуемых имеют высокий уровень дифференци ...

Шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Кеттелла
На основе модели личности Р. Кеттелл создал ряд личностных опросников, из которых наиболее известен 16-факторный личностный опросник (16 PF) Опросник 16 PF впервые был опубликован в 1949 году Институтом по проверке способностей личности. Опросник представляет систему из 16 шкал, измеряющих различные полярные свойства личности. Методика ...