Сущность, функции и виды речи
Страница 3

Дискурс – это сложно организованная структура, продукт совместной деятельности коммуникантов. Координацию действий говорящих обеспечивает не только значение слов, но и специальные приемы и правила, использующиеся в разговоре. Такие правила являются конвенциональной основой вербального взаимодействия. Реконструкция таких правил является задачей дискурс-анализа. В связи с этим проводятся исследования организации повседневного разговора (соседствующие реплики, законы их подачи и т.д.). Описываются правила, определяющие организацию диалогической речи. Например, принцип предпочитаемой структуры характеризует особенности речевых фрагментов с подтверждающими и отклоняющими ответными репликами.

П. Грайс сформулировал коммуникативные максимы или пять базовых принципов, регулирующих поведение собеседников:

♦ список кооперации (готовность партнеров к сотрудничеству);

♦ максима количества (каждый должен вносить в разговор не слишком много, но достаточно информации);

♦ максима качества (предписывает правдивость);

♦ максима релевантности (реплики должны быть уместны и отвечать текущему контексту разговора);

♦ максима способов коммуникации (избегать неясности, двусмысленности, дезорганизующих действий).

В теории речевых актов разрабатываются вопросы, касающиеся факторов, которые обеспечивают выражение и понимание намерений. Теория речевых актов описывает необходимые правила, условия, психологические предпосылки. Например, акт обещания должен отвечать ряду требований: он предписывает говорящему будущее действие, действие должно быть желательным для слушающего и т.д. Предлагаются также универсальные модели, представляющие разговор в форме «шаг» – «противошаг».

Влияние условий коммуникации рассматривается в рамках исследований разговорной речи. В науке описаны типовые модели разговорной практики, выявлены факторы, влияющие на ее структуру, эффективность.

Страницы: 1 2 3 


Исследование склонности к употреблению психически активных веществ. Описание методик и процедуры проведения исследования.
В процессе проведения исследования использовалась адаптированная методика «Диагностика потребности в поисках ощущений», автором которой является М. Цукерман. К выполнению данной методики предлагалась следующая инструкция: ряд предложенных утверждений объединены в пары. Из каждой пары необходимо выбрать одно, которое наиболее характерн ...

Психич. состояния. Класс-ция. функции психич. Состояний
Термин «состояние» применяется в разных областях науки. Можно выделить несколько основных значений этого термина:!.состояние как временное положение, в котором кто-нибудь находится; 2.состояние как термин применимый к вещам. В физике различают 3 состояния тел: твердое, жидкое и газообразное; 3.состояние как медицинский термин; 4.состоян ...

Теоретические аспекты проблемы готовности детей к обучению в школе. Изучение проблемы готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологии
Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности. ...