Использование детского рисунка
Страница 2

Уши – орган восприятия критики и вообще любого мнения другого человека о себе. Уши крупные или слишком подчеркнутые встречаются на рисунках у детей, склонных к слуховой галлюцинации, особо чувствительных к критике. Маленькие уши или их отсутствие указывает на стремление ребенка не принимать никакой критики, заглушить ее.

Глаза, закрытые или спрятанные, свидетельствует о сильном стремлении избегать неприятных, визуальных воздействий. Большие расширенные глаза - о тревожности, беспокойстве, потребности в защите. Лицо с глазами «точечками» или «щелочками» несет в себе внутренний запрет на плач, выражает потребность в зависимости.

Рот – символ агрессивности. Особый знак агрессивности – четко нарисованные зубы. Рот наподобие клоунского – вынужденная приветливость, неадекватное чувство. Персонаж вообще без рта или со ртом «точечкой» («черточкой») не имеет возможности словесно влиять на других людей. Нос в психоаналитической традиции трактуется как сексуальный символ. Такая трактовка представляется наиболее спорной. Конечности – руки и ноги – появляются на рисунке ребенка достаточно рано в виде палочек или сосисок. Момент, когда ребенок почувствует себя на что-то способным обнаружить в рисунке просто: у человека появляются кисть руки, иногда в виде «варежки», иногда с пальцами, причем пальцев не обязательно 5. Если пальцев больше, чем 5 то ребенок чувствует себя более оснащенным, сильным (если на левой руке – то в сфере семейных отношений, если на правой руке – то за пределами семьи: в саду, во дворе), если меньше – то более слабым чем окружающие.

Анализ особенности нарисованных фигур при проведении методик «Рисунок семьи», «Рисунок группы» в целом совпадает с интерпретацией, описанной относительно отдельной человеческой фигуры. Индивидуальные особенности каждой нарисованной фигуры свидетельствует об отношении ребенка к конкретным членам группы. Хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются позитивной концентрацией на его рисованием, что отражается в большом количестве деталей тела, декорировании, использовании разных цветов. И наоборот, негативное отношение к человеку ведет к большей схематичности его графической презентации.

Интерпретация процесса рисования, как правило довольно субъективна и в основном опирается на практический опыт специалиста, проводящего тестирование.

Е.А. Панько предприняла попытку исследования микросреды детей школьного возраста посредствам анализа их рисунков. Привлекает детские рисунки для изучения взаимоотношений ребенка с окружающими, она исходила из того, что в своем творчестве школьник отражает окружающую действительность. Отражение реального мира в детском рисунке детерминировано возрастными и индивидуальными особенностями, условиями жизни ребенка, наличием обучения и его качеством.

При анализе Е.А. Панько в рисунках принимала во внимание их содержание, размещение изображенных людей на листе бумаги, использование цвета, краски, цветовой фон, линия, учитывались и словесные дополнения, пояснение испытуемого к рисунку. Для изучения выражения в рисунке ребенка отношения к сверстнику и к самому себе была разработана методика цветового фона. Она основана на значимости выразительности функций цвета для человека и представляет собой модифицированный вариант теста Люшера. Каждому ребенку давали набор разноцветных листов бумаги (серый, синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный) и предлагалось сказать, какой цвет из предложенных больше всего нравится. Ответ фиксировался. Затем детям были вновь даны такие же листы бумаги, на любом из которых им предлагалось изобразить в 1серии - себя, во 2 – своего друга, в 3 сверстника, к которому испытуемый проявляет негативное отношение. Е.А. Панько исследовала возрастные группы и выявила, что младшие школьники отдают предпочтение красному фону – дети старшего возраста - отдают синему цвету.

Характерно так же было стремление детей передать свое отношение к сверстникам с помощью содержания рисунка, линий, аксессуаров. Так, рисуя сверстников, старшие школьники изображали их занятыми любыми делами, высоко оцениваемыми взрослыми. Испытуемые изображали обычно своих друзей в красивой одежде, украшенной орнаментами, рисовали у них в руках или рядом с ними цветы. Эксперименты Е.А. Панько проведенные с помощью методики «цветного фона» свидетельствуют о наличии дифференцированного отношения школьников к сверстникам и способности передать это отношение в рисунке.

Страницы: 1 2 


Приложения
Приложение А Пирамида иерархии потребностей Маслоу [21; С., 31] где 1 - Потребность в самоактуализации Приложение Б Основные слои пирамиды потребностей [22; С., 24] где 1 – Личностный акцент (5) Приложение В Модель линзы Брунсвика[52] Приложение Г Перечень позиций, отражающих причину выбора учеником того или иного задани ...

Составляющие эмоции
Эмоция — это сложное (психическое) состояние, возникающее в ответ на определенные аффективно окрашенные переживания. Интенсивные эмоции содержат как минимум шесть общих составляющих. Одна из них часто распознается нами как субъективное переживание — аффективное состояние чувств, связанное с данной эмоцией. Вторая ее составляющая — это р ...

Основные научные течения в российской психологии конца XIX - начала ХХ века
Выделившаяся в самостоятельную науку в конце XIX - начале XX вв. российская психология включала ряд мощных течений, характеризующих различные взгляды на понимание сущности психики и методов ее исследования: идеалистическое (описательное), эмпирическое (интоспективное), материалистическое (опытное). Выбор того или иного направления опред ...