«Исследование способностей к наукам»
В 1575 г. в испанском городе Баэса вышла в свет небольшая книга под названием «Исследование способностей к наукам». Её автор— Хуан Уарте был известен своим согражданам не как писатель, но как опытный врач, уже снискавший себе уважение жителей этого города своими знаниями и, по свидетельству некоторых источников, мужественным поведением в борьбе против постигшего город в 1566 г. несчастья — эпидемии чумы. Эта книга была его первой и единственной.
Она была готова в 1574 г., но тогда не вышла в свет из-за препятствий, чинимых инквизицией. Уарте был вынужден заново отредактировать и переделать ряд мест по требованию комиссаров инквизиции.
Книга имела большой успех. В течение трех лет она была переиздана четыре раза. С 1579 г. в инквизицию начинают поступать доносы на Уарте и его книгу. В 1581 г. португальская инквизиция включает книгу в список запрещенных книг, а в 1583 г. ее примеру последовала испанская инквизиция. Позднее книга Уарте была запрещена также и в Риме.
Подготавливая свою книгу к переизданию, Хуан Уарте творчески переработал ее, дополнив рядом глав. Новое издание книги, осуществленное его сыном Луисом Уарте, вышло в Баэсе, в 1594 г., когда Уарте, по всей вероятности, уже не было в живых.
Это издание существенно отличалось от издания 1575 года. В нем было 22 главы (вместо 15 глав в первом издании). Первая и вторая главы были написаны заново, снята 7-я глава первого издания, которая была запрещена инквизицией.
Книга Уарте поразила смелостью мыслей, глубиной поставленных вопросов, великолепным языком и остроумием выражений. Она не представляла собой изолированного явления в культурной жизни страны и перекликалась с целым рядом философских и естественнонаучных произведений других испанских авторов.
В Исследовании способностей к наукам Уарте рассматривает следующие вопросы:
· почему люди придерживаются различных мнений в своих суждениях?
· что такое дарование, и какие различные виды его обнаруживаются в человеческом роде?
· Какие различия, существующие между людьми, неспособными к наукам ?
· Какая природа делает мальчика способным к обучению?
· Какое значение имеет темперамент для того, чтобы человек стал благоразумным и добронравным?
· Какая часть тела должна быть хорошо устроена для того, чтобы юноша был способным?
· Из каких качеств происходят виды дарований человека?
· Тленна или смертна душа?
· Какие виды дарований имеются в человеческом роде?
· Какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию?
· Какая существует зависимость между различными дарованиями?
· К какому роду способностей принадлежит военное искусство, и по каким, признакам можно узнать человека, обладающего этим талантом?
· К какому виду дарования относится королевская власть и какими признаками должен обладать тот, кто имеет такое дарования?
· Какие условия следует соблюдать для того, чтобы способности сохранились у образовавшихся и уже родившихся детей?
Из всех поставленных вопросов можно выделить четыре основных, упомянутых в введении :
1. «Какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и не способным к другой .» ?
2. «Какие виды дарования имеются в человеческом роде .»?
3. «Какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию в частности .»?
4. «По каким признакам можно узнать соответствующее дарование…»?
Рассмотрение этих вопросов и является основой психологической концепции индивидуальных различий Хуана Уарте, именно поэтому они и стали предметиом нашего исследования.
Методы и методики
В исследовании для выявления уровня самооценки у дошкольников применялась методика В.Г. Щур “Лесенка”.
Для изучения межличностных отношений дошкольника в группе использовались две социометрические методики:
- Методика “Выбор в действии”
- Методика “Два дома”
Также применялась методика “Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими ...
Общее понятие о личности. Основные факторы и механизмы развития личности
Личность базовое понятие в психологии – это социальное качество индивида; субъект общественных отношений. Личность – индивид занимающий опред-ное положение в общ-ве, выпол-щий опред-ную общ-но – полезную деятельность и отличающийся присущими только ему индив-ми и соц-но-психол-ми особ-ми. Отеч. психологи под личностью понимали высший ур ...
Экспериментальное исследование самооценки младших школьников.
Организация исследования самооценки младших школьников
Целью опытно-экспериментальной работы
составить и апробировать программу по развитию адекватной самооценки.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить проявление свойств самосознания.
2. Определить эмоциональный уровень самооценки.
3. Определить особенности самооценки младших школьников и представлени ...