«Исследование способностей к наукам»

В 1575 г. в испанском городе Баэса вышла в свет небольшая книга под названием «Исследование способностей к наукам». Её ав­тор— Хуан Уарте был известен своим согражданам не как писа­тель, но как опытный врач, уже снискавший себе уважение жителей этого города своими знаниями и, по свидетельству некоторых источников, мужественным поведением в борьбе против постиг­шего город в 1566 г. несчастья — эпидемии чумы. Эта книга была его первой и единственной.

Она была готова в 1574 г., но тогда не вышла в свет из-за препятствий, чинимых инквизицией. Уарте был вынужден зано­во отредактировать и переделать ряд мест по требованию комис­саров инквизиции.

Книга имела большой успех. В течение трех лет она была переиздана четыре раза. С 1579 г. в инквизицию начинают поступать доносы на Уарте и его книгу. В 1581 г. португальская инквизиция включает книгу в список запрещенных книг, а в 1583 г. ее примеру последовала испанская инквизиция. Позднее книга Уарте была за­прещена также и в Риме.

Подготавливая свою книгу к переизданию, Хуан Уарте творче­ски переработал ее, дополнив рядом глав. Новое издание книги, осуществленное его сыном Луисом Уарте, вышло в Баэсе, в 1594 г., когда Уарте, по всей вероятности, уже не было в живых.

Это издание существенно отлича­лось от издания 1575 года. В нем было 22 главы (вместо 15 глав в первом издании). Первая и вторая главы были написаны заново, снята 7-я глава первого издания, которая была запрещена инк­визицией.

Книга Уарте поразила смелостью мыслей, глубиной постав­ленных вопросов, великолепным языком и остроумием выражений. Она не представляла собой изолированного явления в культурной жизни страны и перекликалась с целым рядом философских и ес­тественнонаучных произведений других испанских авторов.

В Исследовании способностей к наукам Уарте рассматривает следующие вопросы:

· почему люди придерживаются различных мнений в своих суждениях?

· что такое дарование, и какие различные виды его обнаруживаются в человече­ском роде?

· Какие различия, существую­щие между людьми, неспособными к наукам ?

· Какая природа де­лает мальчика способным к обучению?

· Какое значе­ние имеет темперамент для того, чтобы человек стал благоразумным и добронравным?

· Какая часть тела должна быть хорошо устроена для того, чтобы юноша был способным?

· Из каких качеств происходят виды дарований человека?

· Тленна или смертна душа?

· Какие виды дарований имеются в человеческом роде?

· Какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию?

· Какая существует зависимость между различными дарованиями?

· К какому роду способностей принадлежит военное искусство, и по каким, признакам можно узнать человека, обладающего этим талантом?

· К какому виду дарования относится королевская власть и какими признаками должен обладать тот, кто имеет такое дарования?

· Какие условия следует соблюдать для того, чтобы способности сохранились у образовавшихся и уже родившихся детей?

Из всех поставленных вопросов можно выделить четыре основных, упомянутых в введении :

1. «Какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и не способным к другой .» ?

2. «Какие виды дарования имеются в человеческом роде .»?

3. «Какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию в частности .»?

4. «По каким признакам можно узнать соответствующее дарование…»?

Рассмотрение этих вопросов и является основой психологической концепции индивидуальных различий Хуана Уарте, именно поэтому они и стали предметиом нашего исследования.


Развитие памяти в дошкольном возрасте
Память - одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Но если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значител ...

Организация логопедической работы по преодолению нарушения чтения у учащихся младшего школьного возраста
В процессе логопедической работы нужно учитывать все принципы, которые служат основой для построения целенаправленной дифференцированной методики устранения нарушений чтения. Важнейшими из них являются следующие [16]: Принцип комплексности. Дислексия не является изолированным нарушением. Механизмы, вызывающие ее возникновение, обусловл ...

Сущность и развитие межличностных отношений в группах
Вступая в общение и взаимодействие внутри данной группы, люди обнаруживают свои отношения друг к другу, которые основываются на двоякого рода связях. В одном случае взаимодействие может базироваться на непосредственных отношениях между людьми: симпатии или антипатии; податливости к воздействию другого или других людей или устойчивости к ...