«Исследование способностей к наукам»

В 1575 г. в испанском городе Баэса вышла в свет небольшая книга под названием «Исследование способностей к наукам». Её ав­тор— Хуан Уарте был известен своим согражданам не как писа­тель, но как опытный врач, уже снискавший себе уважение жителей этого города своими знаниями и, по свидетельству некоторых источников, мужественным поведением в борьбе против постиг­шего город в 1566 г. несчастья — эпидемии чумы. Эта книга была его первой и единственной.

Она была готова в 1574 г., но тогда не вышла в свет из-за препятствий, чинимых инквизицией. Уарте был вынужден зано­во отредактировать и переделать ряд мест по требованию комис­саров инквизиции.

Книга имела большой успех. В течение трех лет она была переиздана четыре раза. С 1579 г. в инквизицию начинают поступать доносы на Уарте и его книгу. В 1581 г. португальская инквизиция включает книгу в список запрещенных книг, а в 1583 г. ее примеру последовала испанская инквизиция. Позднее книга Уарте была за­прещена также и в Риме.

Подготавливая свою книгу к переизданию, Хуан Уарте творче­ски переработал ее, дополнив рядом глав. Новое издание книги, осуществленное его сыном Луисом Уарте, вышло в Баэсе, в 1594 г., когда Уарте, по всей вероятности, уже не было в живых.

Это издание существенно отлича­лось от издания 1575 года. В нем было 22 главы (вместо 15 глав в первом издании). Первая и вторая главы были написаны заново, снята 7-я глава первого издания, которая была запрещена инк­визицией.

Книга Уарте поразила смелостью мыслей, глубиной постав­ленных вопросов, великолепным языком и остроумием выражений. Она не представляла собой изолированного явления в культурной жизни страны и перекликалась с целым рядом философских и ес­тественнонаучных произведений других испанских авторов.

В Исследовании способностей к наукам Уарте рассматривает следующие вопросы:

· почему люди придерживаются различных мнений в своих суждениях?

· что такое дарование, и какие различные виды его обнаруживаются в человече­ском роде?

· Какие различия, существую­щие между людьми, неспособными к наукам ?

· Какая природа де­лает мальчика способным к обучению?

· Какое значе­ние имеет темперамент для того, чтобы человек стал благоразумным и добронравным?

· Какая часть тела должна быть хорошо устроена для того, чтобы юноша был способным?

· Из каких качеств происходят виды дарований человека?

· Тленна или смертна душа?

· Какие виды дарований имеются в человеческом роде?

· Какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию?

· Какая существует зависимость между различными дарованиями?

· К какому роду способностей принадлежит военное искусство, и по каким, признакам можно узнать человека, обладающего этим талантом?

· К какому виду дарования относится королевская власть и какими признаками должен обладать тот, кто имеет такое дарования?

· Какие условия следует соблюдать для того, чтобы способности сохранились у образовавшихся и уже родившихся детей?

Из всех поставленных вопросов можно выделить четыре основных, упомянутых в введении :

1. «Какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и не способным к другой .» ?

2. «Какие виды дарования имеются в человеческом роде .»?

3. «Какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию в частности .»?

4. «По каким признакам можно узнать соответствующее дарование…»?

Рассмотрение этих вопросов и является основой психологической концепции индивидуальных различий Хуана Уарте, именно поэтому они и стали предметиом нашего исследования.


Развитие восприятия в дошкольном возрасте
Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет (стол, цветок, радугу), но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом (игровую комнату, картину, звучащую мелодию). [23] Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает восприятие - процесс отражения ч ...

Овладение персонажем: рефигурированное «Я»
Этот однажды заданный предварительный вопрос сводится к следующему: что вносит поэтика повествования в проблематику самости? Перечислим здесь то, что утверждает метод повествования относительно теорий самости, которые ничем не обязаны теории повествования. Прежде всего этот метод подтверждает все характерные черты личности, которые рас ...

Восприятие как система перцептивных действий. Развитие восприятия в онтогенезе
Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непросредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Рубинштейн: «Восприятие явл. чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств». Основные свойст ...