Анализ результатов исследования социально-психологического
паспорта и субъективного образа благополучной и неблагополучной семьи у детей младшего
школьного возрастаСтраница 1
Для выделения благополучной и неблагополучной семьи мы использовали две группы показателей «объективные» и «субъективные». Объективная картина благополучия–неблагополучия семьи выяснялась по данным социально-педагогического паспорта каждого ребенка. «Субъективные показатели» - на основе анализа результатов методики «Кинетический рисунок семьи».
Социально-педагогический паспорт составляется на каждого вновь поступающего в школу учащегося и включает следующие показатели:
Полная – неполная семья (анкета для родителей);
Обеспеченная – малообеспеченная (справка из органов соцзащиты);
Высокий уровень участия родителей в воспитании ребенка – низкий уровень участия (на основе актов обследования семейных условий и анкетного опроса, например, условия жизни ребенка (есть ли индивидуальное пространство для ребенка), информация об отношении родителей к процессам обучения и воспитания ребенка в школе, характеристика внутриличностных отношений в семье, наличие/отсутствие аддиктивного поведения у родителей).
В таблице 2.2.1. представлена общая картина социально-педагогического статуса детей в классах развивающего и традиционного обучения.
Таблица 2.2.1.
Результаты исследования социально-педагогического статуса детей в классах развивающего и традиционного обучения
|
Статус семьи |
Развивающее обучение (класс 2А) |
Традиционное обучение (класс 2Б) |
|
Полные |
50% |
71% |
|
Неполные |
50% |
29% |
|
Обеспеченные |
60% |
35% |
|
Малообеспеченные |
40% |
65% |
|
Высокий уровень участия в воспитании детей |
70% |
57% |
|
Низкий уровень участия в воспитании детей |
30% |
43% |
Данную информацию собирает учитель начальных классов и социальный педагог в процессе анкетирования родителей, изучения документов. Анализ социально-психологических паспортов учащихся 2а (развивающая система обучения) и 2б (традиционная система обучения) классов позволил объединить детей в две группы, различающиеся по уровню благополучия семьи. В первую группу, условно названную «дети из неблагополучной семьи» (неполные, малообеспеченные, с низким уровнем участия родителей в воспитании ребенка) вошли 30% детей из 2А класса и 43% детей из 2б класса. Во вторую группу «дети из благополучной семьи» (полные, обеспеченные, с высоким уровнем участия родителей в воспитании) вошли 70% детей из 2а и 57% детей из 2б классов. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что дети из благополучных семей более подготовлены к школе, нежели их сверстники из неблагополучных семей, так как при комплектации классов учитывались только показатели готовности ребенка к школе.
Корреляционный анализ показал наличие достоверных связей в целом по выборке детей младшего школьного возраста между всеми показателями статуса семьи. Ниже представлена схема корреляционных связей.
R=0,54; p< 0, 05
Нам было важно получить не только внешнюю, социально оцениваемую картину благополучия семейной ситуации. Экспериментальные исследования показывают, что не менее важным является субъективный образ, восприятие своей семьи самим ребенком. Так как довольно часто при внешнем благополучии встречаются конфликтные, негативные внутренние переживания ребенком собственного положения в семье.
Психологическая сущность игры дошкольника. Характеристика
игровой деятельности ребенка
В период дошкольного детства игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что ребенок большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения ребенка. Собственно игровое действие будет происходить тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другой. Игровое действие носит зн ...
Характеристика выборки
Исследование проводилось в Алапаевском профессионально-педагогическом колледже в ноябре 2008 года. В исследовании принимали участие юноши 17 лет в количестве 4 человек и девушки от 16 до 20 лет в количестве 13 человек. Все участники исследования студенты Алапаевского профессионально-педагогического колледжа, обучающиеся на третьем курсе ...
Закономерности развития профессиональной работосп-ти и функциональных
состояний ч-ка в процессе трудовой Д-ти.
Работоспособность (Рс-ть)- потенциальная спос-ть индивида выполнять целесообразную Д-ть на заданном ур-не эффективности в течение определенного t-ни. Завис, от внеш. условий Д-ти и психофизиологич-их ресурсов индивида. Функциональные состояния- фоновая активность НС, в условиях котор. реализуются поведенческие акты. Явл. общей, интеграл ...

