Анализ результатов исследования социально-психологического
паспорта и субъективного образа благополучной и неблагополучной семьи у детей младшего
школьного возрастаСтраница 2
Для выявления особенностей восприятия ребенком собственной семьи провели проективную методику «Кинетический рисунок семьи». При анализе рисунков детей выделяется показатель «благоприятная семейная ситуация». Чем выше результат (количество набранных баллов), тем более позитивное отношение ребенка к собственной семье, выше удовлетворенность семейными отношениями. Именно этот показатель стал для нас основным в определении субъективного образа семьи ребенком. Кроме этого, данная методика позволяет оценить такие показатели, как конфликтность, тревожность, чувство неполноценности в семейной ситуации, враждебность.
В таблице 2.2.2. представлены результаты по критерию «благополучная семейная ситуация»
Таблица 2.2.2.
Класс |
благополучная семейная ситуация | ||||
Низкий |
Ниже среднего |
Средний |
Выше среднего |
Высокий | |
2А |
0 |
0 |
30 |
60 |
10 |
2Б |
43 |
22 |
35 |
0 |
0 |
Анализ данных таблицы показывает, что более благополучная ситуация в классе развивающего обучения – представлены средний (30%), выше среднего (60%) и высокий уровень благополучия (10%), в то время как в классе традиционного обучения низкий (43%), ниже среднего (22%) и средний (35%). Различия достоверны по критерию U Манна-Уитни, Z=3,65, при p<0,01.
В качестве дополнительных данных получили индексы (уровни) конфликтности, тревожности, неполноценности и враждебности в каждом классе.
Таблица 2.2.3.
Результаты исследования уровня конфликтности у детей в классах развивающего и традиционного обучения (%)
Класс |
Уровень конфликтности (%) | ||||
Низкий |
Ниже Среднего |
Средний |
Выше среднего |
Высокий | |
2А |
40 |
50 |
10 |
- |
- |
2Б |
29 |
29 |
29 |
13 |
- |
По данным таблицы можно сделать вывод о том, что в классе традиционного обучения (2Б) большее число детей показали средний и выше среднего уровень конфликтности (42%). Это свидетельствует о том, что с некоторыми членами семьи дети находятся в конфликтных отношениях. Большинство же детей из класса развивающего обучения (2А) – 90% имеют низкий и ниже среднего уровень конфликтности.
Таблица 2.2.4
Результаты исследования уровня тревожности у детей в классах развивающего и традиционного обучения (%)
Класс |
Уровень тревожности (%) | ||||
Низкий |
Ниже среднего |
Средний |
Выше среднего |
Высокий | |
2А |
40 |
50 |
10 |
- |
- |
2Б |
7 |
22 |
43 |
28 |
- |
«Ангелы зовут это небесной отрадой, черти – адской мукой, люди – любовью».
Г. Гейне. Умение любить свойственно только человеку
Еще одно удивительно чудесное свойство есть у человека. Это умение любить, чувствовать другого человека как самого себя, понимать друг друга с полувзгляда. Это чудесное состояние души человека. Любовь может быть самой разной. Это и братская любовь, и материнская, и эротическая, и любовь к самому себе и любовь к Богу, к чему-то высшему. ...
Общее понятие сущности характера
«Совокупность стойких черт представляет собой характер личности.
Характер – это совокупность стойких индивидуально-психологических свойств человека, которые проявляются в его деятельности и поведении, в отношении к коллективу, к другим людям, к труду, к окружающей действительности и самому себе.
Характер наиболее тесно связан с темпер ...
Социальное взаимодействие в повседневной жизни
Реальность повседневной жизни я разделяю с другими людьми. Но как эти другие воспринимаются в повседневной жизни? Опять-таки можно различать несколько способов такого восприятия. Наиболее важно восприятие других людей в ситуации лицом-к-лицу, которая представляет собой прототип социального взаимодействия. Все другие случаи — отклонения ...