Методы активизации мыслительной деятельности юристаСтраница 1
Анализ методов активизации мыслительной деятельности, следует начать с метода стимуляции мотивов мыслительной деятельности. В любой деятельности, чтобы достичь поставленной цели, необходимо сильное желание, четкое осознание, актуализация потребности в достижении этой цели. Осознание того, что без активизации мышления не может быть достигнута цель, что поставленная субъектом задача должна быть решена, является важным стимулом мыслительного процесса. В частности, получив сложное уголовное дело, следователь своим эмоционально-волевым настроем должен сформировать в своем сознании установку — раскрыть преступление. Осознанию этой необходимости придается личностный смысл, вербализируемый примерно в таких словах: «Я должен раскрыть данное преступление, я не имею права не выполнить поставленную задачу ».
Переходя затем в подсознание, данная установка становится важным стимулом, сильным побудительным мотивом, своего рода доминантой мыслительной деятельности, направленной на раскрытие преступления. Активное включение в поисковую деятельность. Известно, что плодотворные мысли чаще появляются тогда, когда человек увлечен своей работой. Важно сделать первый шаг. В последующем достигаются промежуточные результаты, которые вызывают положительные эмоции, стимулирующие дальнейшую познавательную активность.
Начинающему следователю, получившему материалы сложного уголовного дела, можно рекомендовать: активно включайтесь в расследование, не откладывайте дело даже под самыми благовидными предлогами «на потом». Необходимо приступать к выполнению следственных действий, какими бы трудоемкими они ни казались. После этого постепенно начнут вырисовываться и первые контуры отдельных фактов, появятся какие-то новые детали, придут и первые успехи. А это, в свою очередь, принесет удовлетворение работой, станет положительным фактором, активизирующим мышление.
Вербализация мыслительных процессов в сочетании с упорядочением информации. Нередко рассуждения вслух, обмен мнениями с коллегами по поводу изучаемого явления обостряют проблему, вскрывают имеющиеся в ней скрытые противоречия и неполноту знаний о ней. Этому также помогают классификация, систематизация полученной информации.
Метод проигрывания ролей - применяется в целях раскрытия преступления, лучшего понимания поведения лиц, участвовавших в исследуемом событии. Мысленно проигрывая роли различных сторон, на время отождествляя себя с ними, следователь пытается понять мотивы и поведение преступника, потерпевшего, старается найти ответы на другие вопросы. Эффективность метода повышается, если в мысленном моделировании принимает участие другой работник прокуратуры в качестве собеседника. Данному методу сопутствуют рефлексивные рассуждения. Метод проигрывания ролей помогает также прогнозировать процесс рассмотрения любого спора в суде.
Метод отсрочки - в процессе познания истины возникают ситуации, при которых, несмотря на большие усилия, задача все же остается нерешенной. В подобных случаях бывает полезно на короткое время отложить поиск решения, переключившись на другой вид деятельности. Иногда просто рекомендуется на время отвлечься, побывать в гостях, в театре, на выставке, посмотреть спортивные соревнования и т.п. Подсознательно мысли сами начнут возвращаться к предмету познания, неожиданно появятся и новые подходы к проблеме, нестандартные решения.
Метод группового стимулирования мыслительных процессов. Хотя обычно следователь самостоятельно расследует уголовное дело, в сложных случаях, когда расследование заходит в тупик, бывает целесообразно передать дело для изучения другому, более опытному работнику прокуратуры, чтобы он поделился своими мыслями и суждениями по данному вопросу со следователем, в производстве которого находится это уголовное дело. В некоторых случаях, когда к обсуждению дела привлекаются другие прокурорские работники, оно может принять коллективный характер. Эффективность такого подхода во многом зависит от методики проведения обсуждения.
Исследование
особенностей общения детей младшего школьного возраста, из благополучных и неблагополучных
семей, с взрослыми и сверстниками. Описание общей схемы исследования: цели, гипотеза, задачи,
Анализ психолого-педагогической литературы показал с одной стороны, ценность семейного воспитания, как главного источника развития личности человека. Показано, что именно благополучная семья создает основную базу для осмысления ребенком окружающего мира. Качество взаимодействия в семье определяет содержательные аспекты психологической г ...
Понятие конфликта
Существует несколько толкований понятия конфликт. Одним из них является такое: конфликт - это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц. Конфликт не всегда имеет положительный характер. Он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей группы ...
Сновидения как замаскированное исполнение вытесненных желаний
Когда мы говорим о сновидениях, то, прежде всего, имеем в виду присутствие в них необычных и фантастичных картин. Субъект ощущает себя находящимся в быстро меняющейся обстановке, очевидные пространственно-временные закономерности отсутствуют, могут появляться события и люди из прошлого. При этом сознание не блуждает, как в бодрствовании ...