Мотив «Куст розы»
Страница 2

Пациент 35 лет, женат, двое детей, находящийся в командировке вдали от дома, представил далеко на краю луга куст розы с нежными маленькими розовыми цветами, которые он связал с отношением к жене и к которым ему хотелось подойти. Но, сделав несколько шагов, он почувствовал слева сильный аромат роз. Повернувшись, он увидел куст роскошных красных и алых роз. Пациент решил «пойти налево» к красному кусту, в чем проявилась проблема выбора, связанная с недоразвитием платонической фазы сексуального либидо.

На следующем этапе пациенту предлагается попытаться дотронуться в своем воображении кончиком пальца к стеблю, провести по нему, коснуться шипов, листьев, лепестков цветка и, наконец, вдохнуть аромат розы. Пациента расспрашивают о его чувствах и ощущениях. Важно описать также эмоциональный тон, непосредственно идущий от цветка. Соответственно, исследуется эротическая фаза развития либидо по Васильченко.

Далее пациенту предлагается сорвать или срезать розу, что символически характеризует формирование сексуальной фазы развития либидо. Некоторым пациентам (не достигшим, по классификации Васильченко, сексуальной фазы развития либидо) это сделать особенно трудно. Иногда пациенту жалко, что розе будет больно (фиксация на платонической стадии развития либидо, когда физическая близость, половой акт рассматриваются как что-то грязное). Другие боятся уколоться шипами (у них гипертрофированно чувство опасности перед возможными неприятными последствиями сексуальной близости). Один наш пациент представил на стебле розы много мелких иголочек, как на кактусе. Он знал, что, с одной стороны, это не так больно, и можно потерпеть. Но если он сорвет розу, ему потом долго придется вынимать из пальцев неприятные иголки. Тем не менее, это не остановило его сорвать цветок. В жизни пациент также был склонен к риску и был готов терпеть возможные неприятности, связанные с сексуальными отношениями.

По тому, как пациент относится к предложению сорвать розу, можно судить о степени его сексуальной зрелости, как это демонстрируют два следующих примера из практики Х. Лёйнера. Х. Лёйнер работал с юношей 18 лет, не достигшим еще полной мужской зрелости, что отразилось при представлении «куста розы», как видно из следующего протокола: «Я вижу красивый широкий куст розы. Цветы все белые. Они мне очень нравятся, в них что-то приятное, нежное, закрытое.» (Психотерапевт: «Они еще закрыты, или некоторые уже открылись?») «Нет, все еще закрыты, многие только в бутонах.» (Психотерапевт: «Они все белые, или среди них есть также некоторые розовые или, может быть, красные цветы?») «Нет, все совершенно белые и нежные. Я гораздо больше люблю белые розы, чем розовые или красные» (Психотерапевт: «Могли бы Вы сорвать одну из роз, чтобы поставить дома у себя на столе в вазе?») «Нет, мне бы этого не хотелось, они слишком нежные, еще такие целомудренные. Мне кажется, было бы нехорошо их здесь рвать. Может быть, они вообще не будут цвести в моей вазе. К ним просто не прикоснуться».

Х. Лёйнер отмечает, что не требуется никакого особого искусства интерпретации, все уже содержится в выражениях нашей речи. Бутоны символизируют неготовность к сексуальным отношениям, незрелость. Белый цвет символизирует целомудрие, платонические отношения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Школа – ведущий институт воспитания
Школа, как и родители, принимает огромное участие в формировании личности подростка и имеет большое значение в его жизни. Вступление в отрочество несёт с собой - об этом никто, и спорить не будет - серьёзные перемены в отношении ребёнка к школе, к учению. Сила, дающая движение психическому развитию ребёнка, порождается изменением его р ...

Умение общаться с самим собой. «Обработка» самого себя – психологическая особенность человека
Человек такое создание, которое в отсутствии общения с другими людьми, либо когда не хочется с кем бы то ни было обсуждать, так сказать, наболевший вопрос, может общаться со своим внутренним Я. И такое свойственно только такому существу, как человек. В общении как способе межличностных отношений К. Маркс и Ф. Энгельс усматривали «обрабо ...

Особенности жизненных установок студентов с аддиктивным поведением. Место студенчества в социальной структуре общества и в группе молодежи
Студенчество определяется как "особая социальная группа, характеризующаяся специально организованными, пространственно и временно структурированными бытием, условиями труда, быта и досуга, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций". К системообразующим признакам студенчества различные исследователи от ...