Эмпирическое исследование личностно – эмоциональных особенностей детей разведенных родителей. Организация и методы исследования
Страница 1

Статьи по психологии » Личностно-эмоциональные особенности детей разведенных родителей » Эмпирическое исследование личностно – эмоциональных особенностей детей разведенных родителей. Организация и методы исследования

Целью

данного исследования является определение восприятия родительского отношения в формировании личностно – эмоциональных особенностей детей разведенных родителей и детей из полных семей.

Гипотезой

стало предположение: восприятие родительского отношения, отношение и чувства к родителям, а также эмоционально-личностные особенности детей разведенных родителей характеризуются более выраженными негативными тенденциями как в отношении к отцу, к окружающим, так и эмоционально-личностными проявлениями (тревожность, снижение адаптивности). www.transfeature.ru

Предметом

исследования являются личностно – эмоциональные особенности детей разведенных родителей и детей из полных семей

Объектом

стала группа подростков в количестве 40 человек, учащихся в 8 «б», 9 «а» и 9 «б» классах Невельской средней школы №1.

В эмпирическом исследовании мы диагностировали подростков из полных и неполных семей. Неполные семьи, в данном случаи, это семьи после развода.

Исходя из цели, гипотезы и предметы исследования, можно выделить его задачи:

1.

Подобрать литературу по изучаемой проблеме.

2. Определить характер детско-родительских отношений в полных и неполных семьях.

3. Установить выраженность негативных личностно-эмоциональных особенностей у подростков.

4. Выявить характер взаимосвязи между показателями детско-родительских отношений (с позиции ребенка) и негативных личностно-эмоциональных особенностей подростков разведенных родителей и подростков из полных семей.

5. Провести сравнительный анализ подростков разведенных родителей и детей из полных семей для определения значимых различий в выраженности негативных личностно-эмоциональных особенностей и характера детско-родительских отношений.

6. Разработать практические рекомендации психологу по проведению коррекционной и профилактической работы с подростками разведенных родителей, направленной на снижение выраженности негативных личностно-эмоциональных состояний.

Для реализации указанных задач использовались следующие методы:

1. Тестирование (для диагностики характера детско-родительских отношений и выраженности негативных личностно-эмоциональных особенностей детей разведенных родителей и детей из полных семей).

2. Методы математико-статистической обработки данных, а именно частотный анализ, корреляционный (критерий Спирмена) и сравнительный (критерий U Манна-Уитни) анализы.

В рамках тестирования применялись следующие методики:

1. Тест «Эмоциональное отношение в семье» (А.Г. Лидерса, И.В. Анисимовой);

2. Сокращенный многофакторный опросник для исследования личности (СМОЛ)

3. Опросник «Подростки о родителях» (Л.И. Вассерман);

4. Методика «Незавершенные предложения» (Saks-Sidney);

5. «Психологическая автобиография» (Е.Ю. Коржовой).

Описание методик исследования

1.

Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» (приложение 1)

Данная методика направлена на определение позиции ребенка по отношению к семье. Тест позволяет качественно и количественно оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи и как он воспринимает их отношение к себе.

Методика имеет 11 шкал:

1. Нежные чувства, исходящие от ребенка;

2. Сильные положительные с сексуальным оттенком чувства, исходящие от ребенка;

3. Слабые отрицательные чувства, исходящие от ребенка;

4. Сильные отрицательные (враждебные) чувства, исходящие от ребенка;

5. Нежные чувства, получаемые ребенком;

6. Сильные положительные с сексуальным оттенком чувства, получаемые ребенком;

7. Слабые отрицательные чувства, получаемые ребенком;

8. Сильные отрицательные (враждебные) чувства, получаемые ребенком;

9. Материнская сверхопека;

10. Отцовское сверхпотакание;

11. Материнское сверхпотаконие.

Перед проведением методики испытуемому была представлена следующая инструкция: «Перед тобой лежит бланк с 85 высказываниями, соотнеси, пожалуйста, каждое высказывание с тем, кому оно больше подходит. В бланки есть колонки под названием «мама», «папа», «братья, сестры», «другие родственники», «я», «никому» поставь свой ответ в виде знака в какую-нибудь колонку. Будь внимателен! Каждое высказывание можно соотнести только с каким-то одним членом семьи».

Страницы: 1 2 3


Индивидуум как единое и самосогласующееся целое
Представление о том, что человек является единым и самосогласующимся оргазмом, составляет главную посылку адлеровской психологии. Адлер дал своей теории название "индивидуальная психология", поскольку в латыни "individuum" означает "неделимый" — то есть означает сущность, которую нельзя разделить. Адлер исх ...

Частная корреляция
Название «частная корреляция» был впервые использовано в работе Д. Юла в 1907. Смысл этого понятия иллюстрирует следующий пример. Предположим, что при обработке некоторых данных удалось обнаружить значимую отрицательную корреляцию между длиной волос и ростом (т.е. люди низкого роста обладают более длинными волосами). На первый взгляд эт ...

Методика сенсорного воспитания в СДУ
Сенсорное воспитание ребенка первых трех лет жизни имеет своей целью обеспечение нормального развития функций анализаторов и фор­мирование восприятия предметов - чувственного познания отдельных свойств (формы, величины, положения в пространстве, звучали и т.д.) как признаков предметов, определяющих возможность и характер выполнения с эт ...