Эмпирическое исследование личностно – эмоциональных особенностей детей разведенных родителей. Организация и методы исследования
Страница 1

Статьи по психологии » Личностно-эмоциональные особенности детей разведенных родителей » Эмпирическое исследование личностно – эмоциональных особенностей детей разведенных родителей. Организация и методы исследования

Целью

данного исследования является определение восприятия родительского отношения в формировании личностно – эмоциональных особенностей детей разведенных родителей и детей из полных семей.

Гипотезой

стало предположение: восприятие родительского отношения, отношение и чувства к родителям, а также эмоционально-личностные особенности детей разведенных родителей характеризуются более выраженными негативными тенденциями как в отношении к отцу, к окружающим, так и эмоционально-личностными проявлениями (тревожность, снижение адаптивности). www.transfeature.ru

Предметом

исследования являются личностно – эмоциональные особенности детей разведенных родителей и детей из полных семей

Объектом

стала группа подростков в количестве 40 человек, учащихся в 8 «б», 9 «а» и 9 «б» классах Невельской средней школы №1.

В эмпирическом исследовании мы диагностировали подростков из полных и неполных семей. Неполные семьи, в данном случаи, это семьи после развода.

Исходя из цели, гипотезы и предметы исследования, можно выделить его задачи:

1.

Подобрать литературу по изучаемой проблеме.

2. Определить характер детско-родительских отношений в полных и неполных семьях.

3. Установить выраженность негативных личностно-эмоциональных особенностей у подростков.

4. Выявить характер взаимосвязи между показателями детско-родительских отношений (с позиции ребенка) и негативных личностно-эмоциональных особенностей подростков разведенных родителей и подростков из полных семей.

5. Провести сравнительный анализ подростков разведенных родителей и детей из полных семей для определения значимых различий в выраженности негативных личностно-эмоциональных особенностей и характера детско-родительских отношений.

6. Разработать практические рекомендации психологу по проведению коррекционной и профилактической работы с подростками разведенных родителей, направленной на снижение выраженности негативных личностно-эмоциональных состояний.

Для реализации указанных задач использовались следующие методы:

1. Тестирование (для диагностики характера детско-родительских отношений и выраженности негативных личностно-эмоциональных особенностей детей разведенных родителей и детей из полных семей).

2. Методы математико-статистической обработки данных, а именно частотный анализ, корреляционный (критерий Спирмена) и сравнительный (критерий U Манна-Уитни) анализы.

В рамках тестирования применялись следующие методики:

1. Тест «Эмоциональное отношение в семье» (А.Г. Лидерса, И.В. Анисимовой);

2. Сокращенный многофакторный опросник для исследования личности (СМОЛ)

3. Опросник «Подростки о родителях» (Л.И. Вассерман);

4. Методика «Незавершенные предложения» (Saks-Sidney);

5. «Психологическая автобиография» (Е.Ю. Коржовой).

Описание методик исследования

1.

Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» (приложение 1)

Данная методика направлена на определение позиции ребенка по отношению к семье. Тест позволяет качественно и количественно оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи и как он воспринимает их отношение к себе.

Методика имеет 11 шкал:

1. Нежные чувства, исходящие от ребенка;

2. Сильные положительные с сексуальным оттенком чувства, исходящие от ребенка;

3. Слабые отрицательные чувства, исходящие от ребенка;

4. Сильные отрицательные (враждебные) чувства, исходящие от ребенка;

5. Нежные чувства, получаемые ребенком;

6. Сильные положительные с сексуальным оттенком чувства, получаемые ребенком;

7. Слабые отрицательные чувства, получаемые ребенком;

8. Сильные отрицательные (враждебные) чувства, получаемые ребенком;

9. Материнская сверхопека;

10. Отцовское сверхпотакание;

11. Материнское сверхпотаконие.

Перед проведением методики испытуемому была представлена следующая инструкция: «Перед тобой лежит бланк с 85 высказываниями, соотнеси, пожалуйста, каждое высказывание с тем, кому оно больше подходит. В бланки есть колонки под названием «мама», «папа», «братья, сестры», «другие родственники», «я», «никому» поставь свой ответ в виде знака в какую-нибудь колонку. Будь внимателен! Каждое высказывание можно соотнести только с каким-то одним членом семьи».

Страницы: 1 2 3


Развитие интеллекта
Исследования Л. Шоемфельдта и В.Оуэнса (1966), проводимые посредством совмещения лонгитюдного метода и метода возрастных срезов, показали что вербально-логические функции, достигающие первого оптимума в ранней молодости, могут возрастать в зрелые годы вплоть до 50 лет и постепенно снижаются лишь к 60 годам. При определении общей интелле ...

Личностные характеристики лидеров
Вряд ли можно выделить личностные черты, которые во всех ситуациях позволяют безошибочно определить эффективного лидера. Однако есть некоторые черты, достаточно хорошо характеризующие эффективного лидера в целом ряде различных ситуаций. Как правило, лидеры более умны (но не намного более), чем их последователи. Исследования, проведенные ...

Концепции индивидуализации личности в зарубежной и отечественной психологии
В начале ХХ века в психологии возникает кризисная ситуация: обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы – не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических явлений с Физиологическими. Попытки преодоления кризиса привели к формированию нескольких ...