Мотив «Куст розы»
Страница 5

У пациента существует феномен «потери полового члена во влагалище», так как жена после родов не тренировала мышцы влагалища на сокращение по технике W.H. Masters и V.E. Johnson. Установка в сексе характеризуется социокультурным мифом «Мадонны и Блудницы»: он хотел бы иметь чистую, как мадонна, жену, женственную и верную, а половую жизнь вести с развратной блудницей, чувственной, доступной, кокетливой. У пациента игровой тип сексуальной мотивации: он любит в сексуальных отношениях игру, фантазию, творчество, любит экспериментировать. Психосоциальный тип – «мужчина-ребенок». В общении с супругом жена занимает позицию «обвинителя». Пациент демонстрирует инфантильный тип привязанности.

Любит свою жену, мировоззрение и убеждения супругов соответствуют друг другу, моральные установки тоже взаимно соответствуют. Это во многом и удерживает их вместе. Ролевой позицией жены в семье в целом тоже удовлетворен. Внебрачные связи отсутствуют. Свою верность жене объясняет тем, что не было желания изменять, не было нужды в других женщинах. Иногда возникающие конфликты с женой связаны с семейным бюджетом.

Считает свою внешность затрудняющей контакты с женщинами, в том числе с целью сближения (низкий, толстый, лысый). Было проведено пять сеансов психотерапии, включавшей три сеанса рациональной психотерапии, одно занятие по методу символдрамы (мотив «куст розы») и одно занятие с использованием гипноза.

На четвертом сеансе пациенту было предложено представить «куст розы» по методу символдрамы. Пациент представил красно-желтые цветы, росшие прямо из паркета. Образ был неустойчивый, пациент тщетно пытался его удержать. Начался приступ нервной дрожи. Сидящего в кресле пациента колотило так, что ему пришлось судорожно вцепиться в подлокотники. Происшедшее произвело на пациента сильнейше эмоциональное впечатление. После этого состоялось аналитическое обсуждение, позволившее ему осознать свои проблемы, а также эмоционально их отреагировать. В результате у пациента восстановилась эрекция. На следующем, последнем пятом сеансе, он с радостью сообщил о своем выздоровлении. Для закрепления полученного эффекта и диагностики актуального состояния был проведен сеанс легкого гипноза, во время которого спонтанно возник образ куста розы. На этот раз образ был устойчивый. На кусте было много разнообразных цветов. Пациент испытывал радость и гордость, что он может легко представлять и удерживать образ любых роз.

Психотерапевтическое воздействие метода символдрамы опирается на глубокое эмоциональное прорабатывание внутренних бессознательных конфликтов и проблем. Наши проблемы имеют прежде всего эмоциональную природу. Символдрама позволяет работать с ними именно эмоциональными средствами. Само название метода – символдрама или Кататимное переживание образов - указывает на связь с эмоциями и происходит от греческих слов «ката» («соответствующий», «зависящий») и «тимос» (одно из обозначений «души», «эмоциональности»). Кататимное переживание образов на русский язык можно было бы перевести как «эмоционально обусловленное переживание образов» или «переживание образов, идущих из души». Мы работаем с наиболее глубокими и подлинными переживаниями. Благодаря этому даже негативные переживания в образе, как в представленном примере лечения эрекильной дисфункции, могут иметь мощный психотерапевтический эффект. Символдрама дает нам возможность глубоко пережить, проработать и принять то, что при использовании вербально-когнитивных техник психотерапии оставалось бы на поверхностно-понятийном уровне.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Психологическая природа информационного стресса в учебной деятельности. Учение о психологическом стрессе
Термин «стресс» (от англ. stress — давление, напряже­ние) заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физичес­кому объекту и вызывающей его напряженность, то есть временное или постоянное изменение структуры объекта. В физиологии, психологии, медицине этот термин приме­няется для обозна ...

Психологическая мысль России конца XVIII – начала XIX веков. Развитие психологии в XVIII веке
Исследуя в данной дипломной работе особенности развития русской психологической мысли на рубеже XIX века, с точки зрения собственно научного содержания, необходимо рассмотреть место и данного этапа становления в истории отечественного психологического познания вообще, рассмотреть те традиции, которые закладывались в это время и стали ос ...

Эмоционально-волевая сфера личности
Эмоции - это особый класс психич. состояний, протекающих в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнеД-ти чел-а. Т.о. наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность. Эмоции связаны с регуляцией Д-ти чел-а. Эмоции выражаются в специфических переживаниях, в по ...