Раскрытие темы когнитивных особенностей среднего возраста в литературе.Страница 2
Когнитивный стиль характеризуется следующими чертами:
1) биполярность как проявление противоположных стратегий познавательного процесса (обучения, восприятия, запоминания и воспроизведения и т. д.);
2) в то же время когнитивный стиль характеризует не только познавательную, но и другие сферы индивидуальности, т. е. должен рассматриваться как «сквозной» личностный феномен;
3) когнитивный стиль обусловлен и биологическими (межполушарная асимметрия мозга, свойства нервной системы и др.), и собственно психологическими, и социальными факторами (особенности воспитания, обучения, характер межличностных отношений и т. д.);
4) когнитивный стиль - достаточно устойчивая индивидуальная характеристика; в то же время на разных этапах онтогенеза, в процессе когнитивного созревания, происходит закономерная смена когнитивного стиля. Так, например, некоторые когнитивные стили проявляются уже в раннем детстве: степень дифференцированности тела и моторики выявляются на втором году жизни, полезависимость-независимость и импульсивность-рефлексивность у детей 4 лет и т. д. (Н. Тихомирова)[5]
Когнитивная сложность -
индивидуальная характеристика познавательной (когнитивной) сферы человека. Когнитивная сложность - отражает степень категориальной дифференцированности сознания, которая способствует избирательной сортировке впечатлений о действительности. Уровень когнитивной сложности определяется количеством оснований классификации, которые сознательно или неосознанно использует субъект при дифференциации объектов. Восприятие человеком объектов реальности и отношение к ним неоднородны и в различных содержательных областях могут характеризоваться различной когнитивной сложностью (например, высокой в области профессиональных интересов и низкой - в сфере межличностного общения). Мерой когнитивной сложности могут выступать различные характеристики когнитивных стилей. (И. Тихомирова)[5]
Специфика реализации дифференцированного подхода в обучении
младших школьников
В настоящее время образование рассматривается педагогами как общечеловеческая ценность. Это подтверждается конституционально закрепленным правом человека на образование в большинстве стран. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования.
Реализация тех или иных ценностей приводит к функцион ...
Антропологическое и психологическое учение Ибн-Сины
Ибн Сина (Абу Али Хусейн ибн-Абдаллах ибн-Али ибн-Сина), или Авиценна - наиболее выдающийся ученый, один из самых ярких перипатетиков Средней Азии.
Родился 16 августа 980 года в городе Афшана, близ Бухары.
Начальное образование получил от отца - Ибн Сины-Абдаллаха - чиновника саманидской администрации, принадлежавшего к исмаилитам, на ...
Развитие и воспитание внимания у младших школьников
В дошкольном возрасте у детей преобладает непроизвольное внимание. На развитие произвольного внимания сильно влияет развитие речи и способность выполнять словесные указания взрослых, преднамеренно направляющих внимание ребенка на нужный предмет. Под влиянием игровой деятельности, отчасти трудовой (главным образом по самообслуживанию) и ...