Раскрытие темы когнитивных особенностей среднего возраста в литературе.
Страница 1

Статьи по психологии » Изменение когнитивных возможностей в среднем возрасте » Раскрытие темы когнитивных особенностей среднего возраста в литературе.

Когнитивное развитие - з

акономерное, поступательное изменение в онтогенезе познавательных (интеллектуальных) способностей человека. В ряде психологических направлений чрезвычайная роль в развитии отводится интеллекту, поэтому человек в них предстает преимущественно как «человек познающий» (структурно-генетический подход, современная когнитивная психология и др.). Последовательное распространение этой точки зрения на генез структурных составляющих интеллекта привел к выводам о постепенной эволюции форм интеллектуальной деятельности, среди которых выделены несколько основных типов: практический, образный и логико-символический. Согласно этим взглядам, тот или иной тип интеллекта появляется на определенной стадии развития и не исчезает совсем, а продолжает существовать в виде подструктур, подчиняющихся более сложноорганизованной форме.

Первая стадия развития интеллекта начинается с момента рождения и продолжается до 1,5-2 лет. Это период созревания и функционирования сенсомоторного, практического, доречевого интеллекта. В это время складывается перцептивная деятельность ребенка. Вторая стадия охватывает возраст от 2 до 7-8 лет. Она характеризуется развитием предпонятийной интуитивной форм мыслительной деятельности. Третья стадия начинается в 7-8 лет и заканчивается в 11-12 лет. Это этап конкретных операций. После 12 лет наступает четвертая стадия, знаменующаяся появлением формально-логических операций, составляющих ядро рефлективного (вербального) интеллекта.

Приверженцы этого подхода полагают, что факторы развития заключены в самом интеллекте. Восхождение от одной стадии развития к другой (или переход к более совершенной форме интеллектуальной деятельности) осуществляется с помощью механизма децентрации – изменения эгоцентрической умственной позиции на все более объективную. Преодоление эгоцентрической позиции осуществляется в несколько этапов, во время которых происходит и становление основных методов познания: предметных действий, развитие образов восприятия и представлений и знаково-символических операций. Наслаивание каждого нового метода на предыдущий выражает, по мнению Дж. Врунера, генеральную линию развития познавательной деятельности ребенка. В качестве важного достижения этого подхода следует признать стремление изучать познавательную деятельность ребенка внутри конкретной культуры, со всеми присущими только ей специфическими средствами символизации, опыта и т. д. Эти установки более полно представлены в теории психического развития ребенка, в которой, в отличие от концепции когнитивистов, признававших роль обучения только как фактора, ускоряющего или замедляющего естественный процесс «созревания» интеллекта, предполагается, что «обучение может вести за собой развитие». Такой подход позволяет в большей мере учесть роль различных социальных факторов: влияющих на развитие ребенка, и конструировать развивающие формы взаимодействия ребенка с окружающим миром. (И. Тихомирова)[5]

Когнитивный стиль:

1) Относительно устойчивые особенности познавательных механизмов и процессов индивида, которые проявляются через реализуемые им познавательные стратегии;

2) комплекс индивидуальных познавательных установок или видов контроля, выявляемых набором тестов.

Понятие когнитивного стиля возникло на «пересечении» когнитивной идифференциальной психологии. Выделяются такие измерения когнитивного стиля, как полезависимость-поленезависимость, понятийная дифференци-рованности, импульсивность-рефлексивность и др.

Страницы: 1 2


Виды нарушений развития
Психомоторное развитие представляет собой сложный диалектический процесс, который характеризуется определенной последовательностью и неравномерностью созревания отдельных функций, качественным их преобразованием на новом возрастном этапе. При этом каждая последующая стадия развития неразрывно связана с предыдущей. В основе психомоторно ...

Мотивация учебной деятельности
Вопрос мотивов учения подробно и наглядно представлен Б.Б. Айсмонтасом. Он выделяет ряд проблем учебной мотивации: 1. Сущности, природы, структуры учебных мотивов. 2. Взаимосвязи мотивационной ориентации и успешности познавательной деятельности. 3. Возрастных и индивидуальных особенностей учебных мотивов. 4. Формирования мотивации ...

Характеристика выборки
Исследование проводилось в Алапаевском профессионально-педагогическом колледже в ноябре 2008 года. В исследовании принимали участие юноши 17 лет в количестве 4 человек и девушки от 16 до 20 лет в количестве 13 человек. Все участники исследования студенты Алапаевского профессионально-педагогического колледжа, обучающиеся на третьем курсе ...