Раскрытие темы когнитивных особенностей среднего возраста в литературе.
Страница 1

Статьи по психологии » Изменение когнитивных возможностей в среднем возрасте » Раскрытие темы когнитивных особенностей среднего возраста в литературе.

Когнитивное развитие - з

акономерное, поступательное изменение в онтогенезе познавательных (интеллектуальных) способностей человека. В ряде психологических направлений чрезвычайная роль в развитии отводится интеллекту, поэтому человек в них предстает преимущественно как «человек познающий» (структурно-генетический подход, современная когнитивная психология и др.). Последовательное распространение этой точки зрения на генез структурных составляющих интеллекта привел к выводам о постепенной эволюции форм интеллектуальной деятельности, среди которых выделены несколько основных типов: практический, образный и логико-символический. Согласно этим взглядам, тот или иной тип интеллекта появляется на определенной стадии развития и не исчезает совсем, а продолжает существовать в виде подструктур, подчиняющихся более сложноорганизованной форме.

Первая стадия развития интеллекта начинается с момента рождения и продолжается до 1,5-2 лет. Это период созревания и функционирования сенсомоторного, практического, доречевого интеллекта. В это время складывается перцептивная деятельность ребенка. Вторая стадия охватывает возраст от 2 до 7-8 лет. Она характеризуется развитием предпонятийной интуитивной форм мыслительной деятельности. Третья стадия начинается в 7-8 лет и заканчивается в 11-12 лет. Это этап конкретных операций. После 12 лет наступает четвертая стадия, знаменующаяся появлением формально-логических операций, составляющих ядро рефлективного (вербального) интеллекта.

Приверженцы этого подхода полагают, что факторы развития заключены в самом интеллекте. Восхождение от одной стадии развития к другой (или переход к более совершенной форме интеллектуальной деятельности) осуществляется с помощью механизма децентрации – изменения эгоцентрической умственной позиции на все более объективную. Преодоление эгоцентрической позиции осуществляется в несколько этапов, во время которых происходит и становление основных методов познания: предметных действий, развитие образов восприятия и представлений и знаково-символических операций. Наслаивание каждого нового метода на предыдущий выражает, по мнению Дж. Врунера, генеральную линию развития познавательной деятельности ребенка. В качестве важного достижения этого подхода следует признать стремление изучать познавательную деятельность ребенка внутри конкретной культуры, со всеми присущими только ей специфическими средствами символизации, опыта и т. д. Эти установки более полно представлены в теории психического развития ребенка, в которой, в отличие от концепции когнитивистов, признававших роль обучения только как фактора, ускоряющего или замедляющего естественный процесс «созревания» интеллекта, предполагается, что «обучение может вести за собой развитие». Такой подход позволяет в большей мере учесть роль различных социальных факторов: влияющих на развитие ребенка, и конструировать развивающие формы взаимодействия ребенка с окружающим миром. (И. Тихомирова)[5]

Когнитивный стиль:

1) Относительно устойчивые особенности познавательных механизмов и процессов индивида, которые проявляются через реализуемые им познавательные стратегии;

2) комплекс индивидуальных познавательных установок или видов контроля, выявляемых набором тестов.

Понятие когнитивного стиля возникло на «пересечении» когнитивной идифференциальной психологии. Выделяются такие измерения когнитивного стиля, как полезависимость-поленезависимость, понятийная дифференци-рованности, импульсивность-рефлексивность и др.

Страницы: 1 2


Типологии, основанные на клиническом материале (К. Юнг И О. Гросс)
Значительно большей известностью пользовалась и пользуется до сих пор типология Карла Густава Юнга (1920). Она представляет со­бой попытку разделить людей на типы, исходя из собственно психоло­гических различий между ними. Юнг выделил два общих типа - экстравертированный и интровер-тированный. В основе различий между этими двумя типами ...

Методика К. Томаса
В нашей стране тест адаптирован Н.В. Гришиной для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он по ...

Рекомендации
Для гармоничного развития ребенка, формирования здоровой психики родителям следует обратить внимание на создание благоприятных условий еще до рождения ребенка. Будущая мать должна культивировать в себе положительные эмоции, стараться избегать стрессов, не давать воли отрицательным эмоциям; должна не забывать о том, что музыка, пение, п ...